Эксклюзив
12 марта 2012
4830

Закупки товаров, работ и услуг в соотвествии с требованиями национальных стандартов РФ

В конце прошлого 2011 года Президентом РФ Д.А.Медведевым внесен новый проект закона о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд под наименование "О федеральной контрактной системе".
Известно, сколько было критики по действующему Федеральному закону от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ.
Однако анализ показывает, что как в старом, так и в проекте нового закона нет даже упоминания о национальных стандартах России. Ведь, по сути, главным требованием к закупаемым товарам, работам и услугам является их соответствие национальным стандартам Российской Федерации. Причем материалы по национальной системе стандартизации не представлены на портале госзакупок. Практика же обучения показывает, что только до 25% слушателей перед началом занятий что-то об этом знают.
Положения новой национальной системы стандартизации РФ заложены
Федеральным законом 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - 184-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства , монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
оценке соответствия.
Федеральный закон N 184-ФЗ также определяет права и обязанности участников национальной системы стандартизации.
Закон является базовым. В его исполнение должны быть разработаны и приняты так называемые технические регламенты, в результате чего и будет создана новая система стандартизации РФ.
Технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В настоящее время РФ находится можно сказать в начале пути создания новой системы стандартизации, хотя 184-ФЗ принят в 2002 году.
В чем же заключается принципиальное отличие новой системы стандартизации от существующей в Советском Союзе?
Правовые акты по техническим регламентам устанавливают правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Таким образом, можно сказать, что технические регламенты устанавливают отраслевые требования, которые являются для производителей товаров работ и услуг обязательными или принимаемыми ими на добровольной основе.
Вместе с тем технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую безопасность, пожарную безопасность, безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте), термическую безопасность, химическую безопасность, электрическую безопасность, радиационную безопасность, электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, единство измерений, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Но остаются ли привычные по советским временам госты - государственные стандарты?
Да, они остаются, но назначение гостов теперь несколько другое.
Если технический регламент можно назвать сводом отраслевых требований, то госты являются инструментом определения соответствия продукции, работ и услуг минимально необходимым требованиям вместе с доказательствами производителя продукции.
Поясним это на примере.
В России продаются товары иностранного производства и мы даже не задумываемся, а на каком основании они продаются.
Для продажи продукции на территории РФ продавец получает разрешение в виде сертификата соответствия или декларации о соответствии продукции национальным стандартам России.
Например, продается чайник известной Западной фирмы, сделанный в Китае. Когда-то у нас были принят гост на конкретный чайник, производимый несколькими российскими заводами и, естественно, что китайские чайники не отвечают нашему госту, как финишные изделия.
Но на чайники получается сертификат для продажи на территории РФ, в котором указывается, что данный чайник отвечает требованиям нескольких ГОСТ. Например, что он сделан под напряжение 220 вольт и частоту тока 50 герц, что пластмасса безопасна и так далее, то есть он отвечает нашим стандартам по нескольким показателям.
Хорошо это или плохо для производителя? Представляется, что хорошо.
Теперь производителю не надо получать конкретный стандарт, от которого он не имеет права отступить в ходе производства. Производитель сам определяет, что ему следует производить на конкурентном рынке, но получает для этого сертификат соответствия или декларацию о соответствии выпускаемой продукции требованиям национальных стандартов на обозначенный срок.
На настоящее время принято только около 20 правовых актов о техническом регулировании: О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта, О безопасности железнодорожного подвижного состава,   О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах, О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе, О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, О безопасности зданий и сооружений, О безопасности низковольтного оборудования, О безопасности средств индивидуальной защиты, О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий, О безопасности лифтов, О безопасности машин и оборудования, О безопасности колесных транспортных средств, О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, Технический регламент на табачную продукцию, Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, Технический регламент на масложировую продукцию, Технический регламент на молоко и молочную продукцию, Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", Технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
Поэтому при определении требований к закупаемым товарам, работам и услугам по приведенному перечню технических регламентов заказчик имеет полное право сформулировать требование, что они должны отвечать требованиям соответствующего технического регламента, а к поставляемому товару должен быть приложен сертификат или декларация о соответствии требованиям национального стандарта (оба этих документа имеют одинаковую юридическую силу). При проведении аукциона в электронной форме заказчик имеет право потребовать представить копию сертификата или декларации о соответствии требованиям национального стандарта в составе заявки участника размещения заказа.
Информация о порядке получения деклараций или сертификатов соответствия размещена в правовых актах о техническом регулировании.
На переходный период, когда принятие технических регламентов только развертывается, действует постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
При определении требований к закупаемой продукции, по которой не приняты технические регламенты, заказчик должен сформулировать требование о соответствии продукции требованиям названного постановления, а к поставляемому товару должен быть приложен сертификат или декларация о соответствии требованиям национального стандарта.
Постановлением Правительства РФ определен уполномоченный орган по техническому регулированию. Таковым является Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии, сайт: www.gost.ru.
В частности, на сайте агенства размещены информационные ресурсы по
техническому регулированию, стандартизации и по подтверждению соответствия - единый реестр сертификатов соответствия и единый реестр деклараций соответствия.
Сертификаты и декларации о соответствии продукции национальным стандартам выдаются специально созданными органами по сертификации.
Вся информация по техническому регулированию накапливается и представляется заинтересованным лицам ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ" - Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, сайт: www.gostinfo.ru
Можно сказать, порядок создания новой системы стандартизации РФ определен. Но для закупщиков товаров, работ и услуг есть еще не совсем ясные вопросы.
В частности, постановлением Правительства РФ N 982 определен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Но декларирование может быть и добровольным. Как в этом случае поступать заказчику, какие преимущества в этом случае получит поставщик, добровольно получивший декларацию.
Представляется, что на этот вопрос должен дать ответ закон о закупках. И не только на этот вопрос. Необходимо сделать и другое. В законе о закупках товаров, работ и услуг следует установить, что заказчик должен разрабатывать техническое задание, которое должно соответствовать требованиям технического регулирования в соответствии с 184-ФЗ, статья 2 вплоть в определенных случаях до утилизации продукции.
В ходе применения 94-ФЗ такая практика уже сложилась, но почему-то она игнорируется разработчиками проекта закона "О федеральной контрактной системе".
Предлагается следующая структура технического задания на закупку товаров, работ и услуг:
1.Общие положения.
2.Место, срок и условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
3.Начальная (максимальная) цена контракта, стартовая стоимость товаров, работ, услуг.
4.Перечень товаров, работ, услуг и их объем, ведомость объемов работ.
5.Требования к материалам и оборудованию, используемым для осуществления поставки товаров, производства работ (ведомость материалов и оборудования), оказания услуг.
6.Технические требования к товарам, работам, услугам, комплектность поставляемой продукции, пояснительные записки, чертежи, планы.
7.Привлечение субпоставщиков, субподрядчиков, соисполнителей.
8.Требования к безопасности поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.
9.Требования к качественным характеристикам работ, услуг, функциональным и качественным характеристикам товаров.
10.Требования к расходам на эксплуатацию и техническое обслуживание поставленных товаров, выполненных работ. Требования к наличию комплектующих узлов и деталей, а также отдельных видов запасных частей, которые могут понадобиться в течение начального периода эксплуатации товаров, оборудования.
11.Требования к гарантии на поставленные товары, выполненные работы.
12.Формы, характер и периодичность отчетов о ходе выполнения работ, оказания услуг, использования средств. Контроль качества и соблюдения сроков выполнения работ, оказания услуг.
13.Требования по осуществлению сопутствующих поставке работ: доставки, разгрузки, сборки, установки, а также к возможности обучения персонала  пользованию данным товаром.
14.Перечень дополнительных требований.
Естественно, должны быть отражены особенности при закупках товаров: машин (финишных изделий), оборудования, запасных частей, расходных материалов, медикаментов, применение понятий "Товарный знак" и "Эквивалент" и т.п.
Особенности при закупках работ: изыскательских, проектных, строительных, научно-исследовательских и т.п.
Особенности при закупках услуг: образовательных, юридических, связи, консалтинговых и т.п.
В заключение хочу отметить, что как 94-ФЗ, так и проект закона "О федеральной контрактной системе" не адаптированы под потребителя, они оторваны от жизни, в них много недомолвок и иносказательных положений, а мало конкретики. Ярким примером служит отсутствие информации о национальной системе стандартизации, чему и посвящена настоящая статья.

Чернышов Михаил Михайлович-
доктор военных наук, профессор

www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован