15 ноября 2007
8038

Юрий Ирхин: Специфика, характер и этапы генезиса Российской Федерации

Цивилизация - это культурная общность людей, обладающих некоторым социальным (этническим) генотипом, социальным стереотипом, при этом прошедшая ряд этапов в своем развитии и освоившая определенное (большое) пространство. Под цивилизацией понимается устойчивое единство всех оснований объединения людей, их общностей и культур, опирающееся на преобладающую совокупность технологий, информационных и ценностных отношений. При использовании понятия "цивилизация" акцент делается на определении уровня, степени социально-экономического, научного, политического и иных ступеней развития данного этносоциального организма, этапов его становления, качественных отличий всей общественной жизни, ее парадигмы и традиции от предшествующего генезиса общества или иных цивилизаций (обществ). Термином "цивилизованность" определяется именно уровень развития общества, его структур, социальных субъектов, человека.

Своеобразие российского политического развития и исторического пути развития России во-многом определяются тем, что она является евро-азийской ("православное христианское общество") цивилизацией. О роли цивилизаций в политическом генезисе человечества написан ряд фундаментальных исследований. Среди них выделяются труды известного английского историка А. Тойнби, выдающегося современного американского исследователя С. Хантингтона и др. Они рассматривали Россию как одну из мировых цивилизаций. Многие известные российские ученые: Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев и др., полагали вполне правомерной постановку вопроса о российском сообществе, как о самостоятельном цивилизационном феномене .
Существенную роль в исследование евро-азийской специфики развития России внес Л.Н. Гумилев. Его идеи о роли праславянского этноса и идей евразийства весьма актуальны . Выступая в университете столицы Казахстана (г. Астаны), названного именем Л. Гумилева, В.В. Путин, отметил, что научные труды этого ученого "стали ярким вкладом не только в развитие исторической мысли, но и в утверждение идей вековой общности, взаимосвязанности народов, населяющих огромные пространства Евразии от Балтики и Карпат до Тихого океана" .
Традиция цивилизационного, евро-азийского подхода к изучению России продолжается современными российскими учёными и политиками. В этой связи целесообразно отметить труды известного российского геополитика, доктора политических наук, одного из лидеров Международного "Евразийского движения" А.Г. Дугина . Теоретический и прикладной интерес вызывает концепция "Евразийского союза", выдвинутая Н.А.Назарбаевым 29 марта 1994 г . В России есть ряд общественно-политических организаций, в названии которых есть слово "Евразия".
Россия является особой, индо-европейской цивилизацией. Она отличается от других цивилизационных общностей по своим древне-историческим, лингвистическим и религиозным корням, основным ценностям, характеру, доминантам и своеобразию развития. "Евразийцы" начала XX в. (Н. Трубецкой, П. Савицкий и др.) и их последователи рассматривали Россию, как Евразию, особое географическое и культурное пространство. Основываясь на трудах поздних славянофилов, они представляли Россию как особый, срединный материк между Азией и Европой и соответствующий культурный тип. "Весь смысл и пафос наших утверждений, - отмечали они, - сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта, как симфонической личности".
Возможно, российские "евразийцы" и переоценивали некоторые особенности развития России и ее культуры по сравнению с другими странами, но они, безусловно, правы в том, что ее цивилизационная и культурно-политическая традиция имеет свою специфику, доминанты, особую систему ценностей. Несомненная специфика российского общества и в том, что оно на две трети (по количеству населения) находится в Европе, а пространственно - в Азии.
Косвенно цивилизационный потенциал России признают и её оппоненты. М. Тэтчер обращала внимание на то, что "Россия всегда будет в равной мере азиатской и европейской, восточной и западной. У нее всегда будут свои географические, этнические, культурные и религиозные особенности и, в конечном итоге, особый национальный интерес".
Российское сообщество расположилось на огромных территориях, с суровым климатом, в особых социально-экономических условиях. Оно состояло и состоит из множества народов и этносов, с собственными культурами и в силу всего этого с присущими ему своеобразными политическими и духовными традициями, российским менталитетом. В.С. Соловьев писал: "Россия есть громадное континентальное пространство, не защищенное природными границами, открытое с Востока, Юга и Запада. Основанное в такой стране, русское государство изначала осуждалось на постоянную тяжелую изнурительную борьбу с жителями степей... Бедный, разбросанный на огромных пространствах народ должен был постоянно с неимоверным трудом собирать свои силы, отдавать последнюю тяжело добытую копейку, чтобы сохранить главное благо - народную независимость" .
О подвижничестве россиян в деле освоения и защиты своей территории, говорил Президент РФ В.В. Путин: "Хотел бы напомнить: на всем протяжении нашей истории Россия и ее граждане совершали и совершают поистине исторический подвиг. Подвиг во имя целостности страны, во имя мира в ней и стабильной жизни. Удержание государства на обширном пространстве, сохранение уникального сообщества народов при сильных позициях страны в мире - это не только огромный труд. Это еще и огромные жертвы, лишения нашего народа" .
Широта российских просторов влияла и на остроту социальной напряженности, которая снижалась в России за счет миграции наиболее активных элементов. Неудовлетворенная общественная энергия направлялась в русло военной политики. Это препятствовало оформлению и консолидации социально-политических сил, формированию плюралистической политической системы, содержащей сколько-нибудь влиятельные оппозиционные к власти структуры.
Российская цивилизация имела ряд черт, характерных для "азиатского способа производства", представлявший по К. Марксу симбиоз общин и деспотического государства, систему "бюрократическая власть-собственность". Экстенсивная экономика с относительно слабым рынком, территориальная рассредоточенность населения, постоянная военная готовность требовали для мобилизации ресурсов сильной государственной власти.
Политико-культурный генотип россиян во-многом определялся тем, что в России сформировался особый "мобилизационный тип развития", для которого было характерно использование в различные исторические периоды чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм: либо для сохранения существования самой российской цивилизации, либо для обеспечения "догоняющего развития", на которое Россия была обречена после трехсотлетнего татаро-монгольского ига и других нашествий. В результате функционирование общества во-многом было "подчинено задачам достижения этой главной цели.

Статья опубликована в сборнике научных статей "Национальная идентичность России и демографический кризис" по материалам одноименной Всероссийской конференции, состоявшейся 15 ноября 2007 г. в Отделении общественных наук РАН. М., Научный эксперт, 2008. С. 45-56.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован