06 октября 2008
12012

Юрий Ирхин: Российская политология: двадцать или двести лет спустя?

Политология в современной России; составная часть мировой политической науки, опирается на тысячелетнюю российскую традицию политической и правовой мысли, использует политологический опыт международного сообщества. Политическая наука в России прошла сложный и длительный путь становления. Если в Западной Европе и США политическая наука выделилась в качестве самостоятельной университетской и академической дисциплины в конце XIX; нач. XX вв., то в России процесс ее официального оформления произошел позднее. Университетская и академическая институализация российской политической науки относится к рубежу 90-х гг. XX в.
Становление политической науки в России ХIХ века характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный политический курс и характер государственного устройства страны должны были восприниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные традицией и церковью. В XIX #8213; начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические аспекты политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юридических факультетах ведущих российских университетов, например, в таких курсах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов, в форме некоего "приложения" к праву и обычно с официальной точки зрения.
Звание профессора "нравственных и политических наук" существовало в России с начала XIX в. #8213; его имел, в частности, любимец лицеистов и А.С. Пушкина профессор А.П. Куницын, который при открытии Лицея 19 октября 1811 г. заявил будущим воспитанникам, что "Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!". В царской России это звание подразумевало обучение и воспитание студентов в русле официальных требований и здесь многое зависело от личных качеств и убеждений каждого профессора.

В Царскосельском Лицее на первом плане стояли нравственные науки, не моральные, а именно нравственные, определяющие взаимодействие людей в этом публичном мире. В Уставе Лицея записано: "Основное правило ... способа учения состоит в том, чтобы не затемнять умы детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственные его действия. Руководствуя воспитанников словесности, профессор должен тщательно избегать пустых школьных упражнений и, занимая воспитанников предметами возрасту их сообразными, прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без ясных идей". Под нравственными науками здесь понимаются все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, к понятию об устройстве гражданских обществе, о правилах и возникающих обязанностях.
Одна из работ профессора нравственных и политических наук Царскосельского Лицея, Александра Петровича Куницына (1783-1840 гг.) была озаглавлена "Изображения политических наук. Лекции для студентов Лицея".

Интересно, что М.Ю. Лермонтов обучался в течение года на просуществовавшем недолгое время политическом отделении Московского университета.
К концу XIX в. относится открытие в Санкт-Петербургской Императорской Академии направления "истории и политических наук", где координировались исследования в русле "самодержавие#8213;православие#8213;народность". На рубеже XIX-XX вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих теоретиков права и политики, большая часть которых имела университетское правовое, философское или историческое образование: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, В.И. Ленин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, А.И. Стронин, Б.Н. Чичерин и др.

В Советской России и в СССР с сер. 20-х до конца 80-х гг. ХХ в. изучение политики происходило преимущественно в русле официальной парадигмы #8213; "марксистко-ленинского учения". В вузах изучались следующие общественно-политические дисциплины: философия, политическая экономия, история КПСС и СССР, научный социализм. В ведущих институтах Академии наук осуществлялся широкий круг исследований политики; в том числе с использованием зарубежного политологического опыта и методик. В конце 80-х гг. в результате демократизации политической системы общества, в России были созданы необходимые условия для институализации, собственно, политологии, на плюралистической основе. Известный российский политолог, один из организаторов этой науки, профессор Я.А. Пляйс справедливо отмечал, что "4 ноября 1988 г. можно по праву считать официальным днем рождения современной российской политической науки. Именно в этот день увидело свет Постановление Государственного комитета по науке и технике за No 386 "О номенклатуре специальностей научных работников", которым впервые утверждалась номенклатура специальностей научных работников по политологии. Постановление стало не только актом официального признания политической науки в нашей стране, но и актом ее институционализации" .

Политология в Российской Федерации развивается как официально признанная научная дисциплина, на основе использования достижений мировых и отечественных политологических исследований, принципов плюрализма и учета российской исторической, цивилизационной и культурной традиции. Политологические отделения есть во всех крупных центральных и региональных российских университетах, начиная с МГУ, МГИМО, РГГУ, МГСУ, СПбГУ и т.д.. Основы политологии, как одной из гуманитарных дисциплин, изучаются в российских вузах по всем направлениям и специальностям, наряду с социологией, философией, правом, экономикой, культурологией, историей, педагогикой и психологией, языками, блоком информатики и естественно-научных дисциплин.
Профессиональное политологическое образование можно получить, обучаясь по направлению "политология": бакалавр политологии (период учебы длится 4 года), а затем магистр политических наук (еще 2 года) или, учась по специальности "политология" #8213; специалист-политолог (5 лет) . Магистры и специалисты получают право продолжить образование в аспирантуре по политическим наукам.
С 1990 г. в ведущих университетах России и научно-исследовательских институтах РАН функционируют аспирантуры и специализированные советы, в которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам. (Только в г. Москве ныне функционирует более 30 специализированных политологических научных советов). За истекший период времени было защищено более трех тысяч кандидатских и 700 докторских диссертаций по политическим наукам, что привело к формированию массового высококвалифицированного контингента российских политологов. Ученые степени (кандидата и доктора) и звания (доцента, профессора) политических наук стали нормой. "Внутри" политических наук существует профессиональная специализация. Кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам защищаются по следующим трем направлениям (специализациям), указанным в реестре Высшей аттестационной комиссии РФ.

Реестр специальностей ВАКа по политическим наукам

Индекс Специальность: политические науки
23.00.01. теория и история политической науки
23.00.02. политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
23.00.04. политические проблемы международных систем и глобального развития

За прошедшие два десятилетия ее институализации, российская политическая наука получила признание как важное и актуальное направление научной мысли, она оказывает возрастающее влияние на общество. Быстрое развитие российской политологии объясняется рядом факторов. Прежде всего, #8213; это существование необходимых формально-юридических и организационно-научных предпосылок для ее развития. Далее следует отметить традиционное существование в России достаточно продвинутых, таких важных политологических научных направлений как история политических и правовых учений, политическая философия, теория государства и права и др. Они составляют надежную теоретико-методологическую основу российской политической науки. Наконец, большое значение для ее развития имеют постоянные "запросы" государства, гражданского общества и бизнеса на политологический анализ сложных политических процессов в России и в мире.
Несмотря на несомненные достижения российской политологии за последние десятилетия, было бы совершенно неверно сводить всю ее историю лишь к этому периоду. Российские политологи справедливо ведут отсчет начал российской политической науки с сер. XIX в. и рассматривают ее становление и формирование как длительный, сложный, многофазовый процесс, уходящий своими корнями в X-XVII вв., когда в Древней Руси, Московском государстве, Российской империи возникают и развиваются российская политическая философия и правовой анализ политики. Заведующий кафедрой факультета философии и политологии СПбГУ, профессор Л.В. Сморгунов справедливо обращал внимание на то, что, рассматривая историю политической науки и политической философии в России, надо учитывать, что это не только 90-е годы их институализации в XX в., а, по меньшей мере, надо начинать с XVII века, если не раньше .
В 2008 в МГУ на базе политологического отделения (философского факультета этого университета), успешно функционировавшего с начала 90-х годов, был создан структурно самостоятельный факультет политологии. Это событие имеет принципиальное значение #8213; в ведущем университете России политическая наука приобрела статус, равный другим гуманитарным и социальным дисциплинам (право, философия, экономика и др.). Декан факультета политологии МГУ, известный российский ученый, доктор политических наук, профессор Ю.А. Шутов справедливо заметил, что "создавая новый факультет политологии, мы, прежде всего, восстанавливаем когда-то прерванные традиции преподавания политических наук в Московском университете. Я категорически не согласен с тем, что возраст российской политологии - 20 лет, как утверждают некоторые мои коллеги. Политическая наука в России развивается более 200 лет. К слову сказать, одной из первых 10 кафедр тогда ещё Императорского Московского университета, была кафедра политики. Правда, тогда она находилась на юридическом факультете. А в 1804 году был открыт факультет нравственных и политических наук".

Можно выделять четыре основных этапа в развитии российской политической науки.
Первым этапом в развитии российской политологии можно считать начало XIX в., реформы М.М. Сперанского и соответствующие дискуссии, затем, время после отмены крепостного права и последующих реформ: с 1861 г. примерно до 1905 г. В этот период в России возникла блестящая плеяда теоретиков государства, права и политики (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.). Особо следует выделить открытие в период 1804-1805 гг.трех, из шести существовавших тогда университетов, факультетов нравственных и политических наук. В 1811 г. начал функционировать Царскосельский Лицей, имевший статус университета и изначально факультет нравственных и политических наук".

Показательно, что уже в 1816 г., доктор права, профессор Казанского императорского университета Г.И. Солнцев, впервые в Российской империи разработал и предложил научно обоснованную концепцию "Правил об испытаниях и производстве в университетские степени: кандидата, магистра и доктора по отделению наук нравственно-политических и привилегиях, означенные степени, по надлежащем испытанию получивших". Речь шла о необходимости четкого подразделения трех университетских степеней по нравственно-политическим наукам (кандидат, магистр, доктор - им предшествовал обязательный трехгодичный курс обучения в университете), уточнения требований к каждой из них: система экзаменов, лекций, текстов диссертаций на латинском языке и др .

Второй этап охватывает период 1905-1917 гг., когда появились новые сферы изучения политики: многопартийная Государственная Дума, участие в выборах, анализ партийных документов, деятельность различных организаций и структур гражданского общества, связанных с политикой и др. Расширился общественный интерес к политическим явлениям. На это время приходятся работы М.Я. Острогорского, труды П.А. Сорокина в области социологии политики и др..
Третий этап условно можно назвать "советским". В период "оттепели" и затем в последующие годы в ряде институтов Академии наук СССР (Институте государства и права, институте мировой экономики и международных отношений, Институте научной информации по общественным наукам, Институте международного рабочего движения, Институте конкретных социальных исследований, институтах: США, Востоковедения, Латинской Америки, Африки и др.) был проведен широкий комплекс сравнительных политологических исследований, изучен и апробирован в среде специалистов понятийный аппарат зарубежной политологии, введены в научный оборот категории "элита", "политическая культура", "политическая система общества", "многопартийная система", "альтернативные выборы" и др., с сер. 50-х годов началось сотрудничество между Советской ассоциацией политических наук и Международной ассоциацией политической науки.
И, наконец, с рубежа 80-х - 90-х гг. можно выделить четвертый, современный, институциональный этап "массового" развития российской политологии.
Ценность сравнительно-исторического (многоэтапного) подхода к развитию отечественной политологии состоит в том, что он делает акцент на национальных достижениях и основах российской политологии, объективно рассматривает ее проблемы, противоречия и достижения в связи с мировым опытом. Такой подход позволяет успешно противостоит крайностям в развитии российской политологии, заключающихся либо в переоценке западной политологической традиции и мысли, а также их некритическом восприятии, либо в игнорировании международного политологического опыта, или в недооценке "отечественных корней" политологии.
Сравнительно-исторический подход помогает избавляться и от расхожего штампа о том, что российской политологии всего два десятилетия. И здесь дело не только в том, что мы игнорируем национальный политологический опыт полутора веков. Речь идет и о том, что раз наука "молодая", то пусть и развивается в качестве экспериментальной в узком круге специалистов. Первый Президент Российской ассоциации политической науки Г.Х. Шахназаров, выступая на Втором всероссийском конгрессе политологов, отмечал, что попытки "свести" российскую политологию к одной декаде "по существу вычеркивают, предают забвению творческую работу нескольких поколений наших ученых, писавших вполне добротные политологические труды, даже если они при этом имели дипломы историков и экономистов, философов и юристов... Если политической науке России мало лет, значит, следует исключить из числа ее создателей блистательный ряд политических мыслителей, которыми она вправе гордиться... Короче, наша наука обречена оставаться безликой, вторичной, подражательной и питаться теоретическими объедками с американского пиршественного стола, если не вспомнит о своей славной предыстории... Мы можем внести свой достойный вклад в глобальный политологический поиск".
Современное состояние российской политической науки желательно оценивать как с точки зрения ее исторического генезиса, так и при сопоставлении с мировой политологической традицией и опытом. Рассматривая современный этап развития российской политологии, то можно в целом согласиться с его позитивной оценкой, данной членом-корреспондентом РАН, действительным членом Академии политической науки Российской Федерации А.В. Дмитриевым в докладе на пленарном заседании Первого Всероссийского политологического конгресса. Он обратил внимание на то, что официальное становление политологии привело к позитивным результатам: политическая наука стала формально общепризнанной, политология обрела большую степень независимости, снизилось значение идеологической доминанты, постоянно расширяется тематика исследований, формируется новое поколение квалифицированных политологов, получающее профессиональное образование, издано большое количество политологической литературы, как отечественной, так и переводной и др.
В Российской Федерации сложилось несколько условных типов политологического знания и политологического поведения.
Во-первых, следует выделить ведущую роль в развитии российской политологии системы научно-исследовательских институтов Российской академии наук, а также известных исследовательских общественных научных фондов.
Во-вторых, существует так называемая университетская политология. Она представлена всей совокупностью университетов и вузов Российской Федерации. Ее отличительной чертой является то, что это не только "теоретическая", но и "преподавательская политология". Наряду с разработкой теоретических проблем, в ней обстоятельно изучаются и используются на практике различные методы и методики преподавания и изучения политических наук. Если в Российской Федерации между "академической" и "университетской" политологиями существуют определенные различия, связанные с особенностями их развития и формирования, то в большинстве стран Западе первая и вторая группы составляют единую академическую политическую науку. Вместе с тем, и в России в последние годы намечается все большее сотрудничество между представителями этих указанных направлений, чему способствуют совместные научные проекты, конференции и конгрессы российских политологов, а также создание на политологических факультетах исследовательских центров.
В-третьих, развивается прикладное политическое консультирование во время избирательных кампаний. В последнее время эти функции все больше переходят к известным исследовательским фондам, центрам, лабораториям.
Современное российское политологическое сообщество объединяет около 5 тысяч научных работников, профессоров и преподавателей вузов, а также большое количество политических консультантов и экспертов. В Российской Федерации функционирует более 100 политологических вузовских кафедр, ряд политологических отделений и научных центров.
В ведущих университетах России функционируют факультеты или отделения политических наук. Получили известность политологические факультеты (отделения) в МГУ, МГИМО, Высшей школе экономики, РГГУ, РУДН, а также в Санкт-Петербургском государственном и педагогическом университетах, Казанском, Краснодарском, Ростове-на-Дону, Уральском, Пермском, Омском, Дальневосточном и других вузах регионов России. Одним из центров подготовки политологических кадров и проведения исследований в области политического и государственного управления является Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (http://www.rags.ru).
В результате деятельности политологических кафедр, отделений и факультетов университетов в России появились тысячи профессионально подготовленных политологов со специализированными дипломами бакалавров, специалистов и магистров, а также кандидатов и докторов политических наук, с базовым профессиональным образованием.
В системе Российской Академии наук проблемы политики и политологии изучаются рядом ее научных подразделений: Институте мировой экономики и международных отношений; Институте научной информации по общественным наукам, Институте государства и права, Институте социологии и др.; страноведческих академических центрах: Институте США и Канады; Институте Европы, Институте Востоковедения; Институте Латинской Америки, Институте Дальнего Востока. Созданы десятки политико-консультационных агентств и фондов, которые играют важную роль в изучении общественного мнения, консультировании, аналитике и т.д. Среди известных: "Фонд эффективной политики" (http://www.fep.ru), "Центр политических технологий" (http://www.cpt.ru), "Информатика для демократии (Индем)" (http://www.indem.ru), "Никколо М", (http://www.nikkolom.ru), "Политика" (http://www.polity.ru), "Институт развития гражданского общества и местного самоуправления" (http://www.c-society..ru) и др.
В Российской Федерации функционируют профессиональные организации политологов. Самой массовой, авторитетной и признанной политологической организацией Российской Федерации является Российская ассоциация политической науки (РАПН).
Российская ассоциация политической науки возникла в 1991 г., является преемницей Советской ассоциации политических наук. В ее становлении и развитии важную роль сыграли известные российские ученые: Ф.М. Бурлацкий, Д.А. Керимов, Ю.А. Красин, В.В. Смирнов, В.А. Туманов, Г.Х. Шахназаров. Президентами РАПН являлись член-корр. РАН Г.Х. Шахназаров (1991-1994 гг.), член-корр. РАН А.В. Дмитриев (1994-1997 гг.), доктор политических наук, директор журнала "Полис" М.В. Ильин (1997-2001 гг.), член-корр. РАН, доктор политических наук, директор ИНИОН РАН Ю.С. Пивоваров (2001-2006 гг.), с 2007 г. #8213; доктор политических наук, профессор кафедры политической теории МГИМО А.И. Никитин .
Численность РАПН более 1 тыс. индивидуальных и ряд коллективных членов. В ее составе 46 региональных отделений. Российская ассоциация политической науки имеет свой профессиональный сайт #8213; http://www rapn.ru. Она поддерживает профессиональные контакты с центральными политологическими журналами "Полис", "Политическая наука" и Полития", публикует "Вестник Российской ассоциации политической науки", электронный бюллетень "Новости РАПН". РАПН размещает в Интернете актуальную политологическую информацию, обеспечивает на сайте работу электронной политологической библиотеки и каталога Интернет-ресурсов для политологов, издает материалы конференций, проведенных под ее эгидой, сборники по актуальным проблемам политологии и др .
В составе РАПН действуют постоянные исследовательские комитетов по ключевым направлениям проблемам политологии, объединяющих специализированные группы ученых. Основные исследовательские комитеты:

по институциональным исследованиям (проф. С.В. Патрушев, доц. П.В. Панов),
по мировой политике (проф. М.М. Лебедева),
по геополитике и глобализации (проф. Б.А. Исаев, проф. С.Н. Большаков, проф. В.А. Гуторов, доц. Н.А.Баранов),
по политическому управлению (проф. О.Ф. Шабров, проф. Н.И. Глазунова, проф. А.И. Соловьев),
по политической психологии (проф. Е.Б. Шестопал, проф. Т.А. Алексеева, проф. В.А. Ачкасов, проф. Л.А. Фадеева),
по политической социологии и элитологии (проф. О.Б. Гаман-Голутвина, проф. А.В. Понеделков, проф. А.М. Старостин),
по публичной политике и публичной сфере (проф. А.А. Галкин, проф.Ю.А. Красин, проф. М.В. Ильин, проф. Ю.П. Перегудов, д.с.н. Л.И. Никовская),
по сравнительной политологии (проф. Л.В. Сморгунов, проф. С.М. Елисеев, проф. Е.В. Морозова),
по изучению идей в публичной политике (проф. О.В. Малинова, проф. А.Ю. Сунгуров, проф. М.А.Фадеичева, проф. В.М. Юрченко),
по политическому анализу (проф. А.А. Дегтярев, проф. О.В. Попова, проф. Г.П. Артемов),
по политической коммуникативистике (проф. А.И. Соловьев, проф. А.Н. Чумиков, проф. Л.Н. Тимофеева),
по проблемам прав человека (проф. В.В. Смирнов, А.Ю. Сунгуров),
по информационным технологиям в политике (доц. А.Н. Кулик, доц. А.В. Чугунов),
по политической антропологии (проф. Н.Н. Крадин, проф. Д.М. Бондаренко, проф. Г.Л. Кертман),
по гендерным исследованиям (проф. С.Г. Айвазова).

РАПН является членом Международной ассоциации политической науки (МАПН), совместно с ней участвует в подготовке и проведении международных конгрессов и конференций. В составе РАПН есть молодежная организация политологов..
В 1995 г. была создана Академия политической науки. Ее первым президентом был член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев, затем #8213; профессор, доктор экономических наук С.В. Рогачев, с 2003 г. #8213; проректор по науке МГИМО (Университет), профессор, доктор политических наук А.Ю. Мельвиль, с 2007 г. #8213; доктор политических наук, профессор А.Н. Чумиков. Основной задачей Академии политической науки является разработка новых концепций и тенденций развития политической науки, сохранение и наращивание ее исследовательского потенциала. Под эгидой АПН большой группой российских политологов была подготовлена первая в истории России "Антология мировой политической мысли" в пяти томах ("Мысль", 1997). Это солидное издание (каждый том по 50-60 п.л., два тома посвящены духовной и политологической традиции России) представляет лучшие образцы мировой и российской политической мысли . АПН участвовала в подготовке и издании первой в современной России фундаментальной "Политической энциклопедии" в двух томах . Важную роль в подготовке этих проектов сыграли известные политологи: Г.Ю. Семигин, Л.Н. Алисова, А.В. Дмитриев, В.С. Комаровский и др.
Под эгидой Российской ассоциации политической науки и Академии политической науки был организован и прошел ряд всероссийских конгрессов политологов.

Первый всероссийский конгресс политологов состоялся 17-18 февр. 1998 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Председатель Совета Федерации Е.С. Строев возглавлял оргкомитет Конгресса. Его тема #8213; "Современная Россия: власть, общество, политическая наука" #8213; привлекла внимание более 500 политологов, участвовавших в работе пленарного заседания и семи секций. Материалы конгресса опубликованы в трех томах .

Второй всероссийский конгресс политологов состоялся 21-23 апр. 2000 г. в МГИМО и был посвящен теме "Россия. Политические вызовы XXI века". В его работе конгресса приняли участие свыше пятисот ученых и преподавателей политологии, аналитиков и политических консультантов из 44 регионов России. Состоялись заседания 13 секций, ряда круглых столов ("Женщины и политика"). Материалы конгресса опубликованы . Участники конгресса выразили несогласие с решениями Минобразования РФ о сокращении числа часов, отводимых на преподавание политологии (Резолюции опубликованы в журналe "Полис" #8213; No3, 2000 г).

Третий всероссийский конгресс политологов состоялся 28-29 апр. 2003 г. в Институте научной информации по общественным наукам. Он был посвящен теме "Выборы в России и российский выбор". Во время двухдневной работы Конгресса функционировали двадцать две научные секции, проблематика которых охватывала основные разделы теоретической и прикладной политической науки. В каждой из них участвовало до 50 исследователей и практиков. Ряд секций издали свои материалы .

Четвертый всероссийских конгресс политологов состоялся 20-22 октября 2006 г. в МГИМО. Он был посвящен теме: "Демократия, безопасность, эффективное управление: новые вызовы политической науке". В конгрессе участвовали свыше 550 политологов из 19 стран мира. С докладами и сообщениями в рамках 28 тематических и 2 специальных заседаний, 3 круглых столов выступили 364 человека. К открытию конгресса был подготовлен сборник тезисов его участников . Тексты докладов размещены в Интернет-библиотеке РАПН (http://www.rapn.ru). В период подготовки к конгрессу, зарегистрированные участники могли обмениваться через специализированный сервер своими докладами, вносить в них изменения, работать в режиме прямой и обратной связи с любым участником или руководителем секции.

Российские политологические конгрессы, построенные по многосекционной деятельности (по аналогии с функционированием соответствующих комитетов международной ассоциации политической науки), действующие в режиме интерактивной связи позволяют достаточно продуктивно анализировать насущные проблемы политики.
Российская политическая наука, опираясь на историческую традицию и накопленный опыт, новейшие отечественные исследования в теоретической и прикладной сферах политики, развивается как одно из направлений мировой политологии, сохраняя национальные особенности и приоритетность изучаемых тем.
В то же время, как у любой общественной науки в переходном (транзитологическом) сложносоставном социуме, у политологии существует ряд проблем "роста", вызванным объективными и субъективными условиями ее становления. Среди них: определенный недостаток научных и преподавательских кадров с базовым политологическим образованием, владеющими современными методиками исследования, информационными технологиями и знанием иностранных языков; слабая компьютерная база ряда политологических отделений; недостаток компьютерных политологических учебников, которые в ведущих университетах Запада и Востока уже или вытесняют обычные политологические издания или существуют параллельно с ними; недооценка политологии в вузовских программах; недостаточная координация научных исследований по политологии в системе Российской Академии наук и университетских центрах; отсутствие специализированного отделения политологии в РАН (в отличие от Санкт-Петербургской Императорской Академии, где все-таки было направление "истории и политических наук") и др.
Пока не сложилась практика постоянной востребованности результатов исследований политологов органами власти, организациями бизнеса и гражданского общества. Политологические исследования обычно бывают востребованы во время выборов органов федеральной, региональной и местной власти; острых политических ситуациях и т.п. В последние годы политологи все активнее участвуют в разработке насущных национальных (региональных) проектов по заказу или предложениям государственных органов, бизнеса, общественных организаций.
Ученый секретарь экспертного совета ВАК Минобразования Российской Федерации по праву и политологии (секция политологии) профессор Я.А. Пляйс полагает, что среди наиболее актуальных проблем, которые стоят перед российской политической наукой, можно выделить следующие направления: подготовка кадров профессиональных политологов, особенно молодых исследователей и среди них #8213; женщин; формирование научных политологических школ, центров и основных их направлений развития; поиск и формирование собственной национальной основы политической науки и политологии как учебного предмета; развитие теории общей политологии и конкретных направлений прикладной политологии; написание учебников и учебных пособий нового поколения; развитие научных и учебных контактов с зарубежными школами и центрами политической науки, обращая особое внимание на СНГ; укрепление связей политической науки и политической практики.
В целом, на нынешнем этапе развития перед российской политологией стоит как основной вопрос - проблема ее качества, соответствия научного и педагогического потенциала вызовам и потребностям общества, уровню мировых исследований, обеспечения конкурентноспособных исследований и проектов, разработки инновационных моделей политического управления обществом.

Статья опубликована в сборнике научных статей
"Актуальные вопросы политологии и политики в России. М., 2008. С. 14-25.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован