06 октября 2008
10190

Юрий Ирхин: Анализ взаимодействия гражданского общества и государства в Российской Федерации

Концепт гражданского общества и его особенности в РФ

Повышенный интерес, который сегодня проявляется к проблеме гражданского общества, не случаен. Он обусловлен началом перехода человечества в новый этап своей эволюции. Генезис гражданского общества, по сути - это расширение практики самоуправления во всех сферах общественной жизни, повышение роли личности в политике.
Гражданское общество является продуктом длительного исторического развития и начинает формироваться с разделением общества на государственную и негосударственную сферы человеческой деятельности. Под гражданским обществом понимается совокупность негосударственных социальных, духовных, религиозных, нравственных, семейных, национальных и др. отношений; сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти. Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера.
Теоретические разработки сущности и границ гражданского общества содержатся в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдта, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, К. Маркса и других учёных в связи с теориями возникновения и взаимодействия государства с обществом: "общественного договора", "народного суверенитета", местного самоуправления, нормативно-этических принципов поведения граждан и т.п. Так, в работе "Опыт установления границ деятельности государства" В. фон Гумбольдт выделяет три основные линии различия между государством и гражданским обществом. Во-первых, - это система национальных, общественных учреждений, формируемые "снизу" самими индивидами, и система государственных институтов; во-вторых, - это "естественное и общее право" и позитивное право, издаваемое государством; в-третьих, - это "человек" и "гражданин". В этой связи он полагал, что государственный строй не есть самоцель, он лишь средство для развития человека" .
Г. Гегель подразумевал под гражданским обществом относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. Он показал, что гражданское общество сформировалось в результате исторической трансформации всей общественной жизни, длительного диалектического движения от семьи к государству. Социум, образовавшийся в результате этого генезиса, включает частнособственнические отношения, рыночную экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Г. Гегель признавал определённый примат и руководство государства над гражданским обществом: ассоциациями, корпорациями, общинным представительством, семьёй. Государство, по его мнению, как более высокоорганизованная органическая целостность выступает как бы гарантом действительной свободы гражданского общества и представляет общество в его единстве .
К. Маркс указывал на историческую диалектику взаимоотношений гражданского общества и государства. Он писал: "Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества" .
А. Грамши под гражданским обществом понимал сеть "частных" организаций социальных классов и слоев, прямо не включенных в аппарат государственной власти: профессиональных, культурных, просветительных, религиозных, благотворительных, а также общественно-политических групп и объединений. Он располагал гражданское общество как бы между экономическим и политическим обществами, одновременно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством, с ареной открытой классовой борьбы, которая получает свое разрешение и принимает политические и правовые (институциональные) формы господства. Исследуя рассматриваемый феномен, он показал, что "На Востоке государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и обществом были упорядоченные отношения, и если государство начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура гражданского общества" .
Рассмотренный выше подход является, пожалуй, наиболее плодотворным. Профессора Колумбийского университета Дж. Л. Коэн и Э. Арато отмечают, что "только реконструкция понятия гражданского общества в рамках трёхчастной модели (отделяющей гражданское общество, как от государства, так и от экономических структур) позволяет этому понятию не только играть оппозиционную роль в условиях авторитарных режимов, но и возрождать свой критический потенциал в условиях либеральной демократии" .
Можно вычленить два специфических значения (или функции) понятия гражданского общества: теоретико-аналитическое и нормативное.
В первом случае гражданское общество выступает как обобщённое понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов и социальных ценностей, главными субъектами которых являются гражданин с его гражданскими правами (свобода слова, равенство перед законом), политическими правами (право на участие в голосовании и политических организациях), социально-экономическими правами (право на экономическое благополучие, социальную защищённость), гражданские (негосударственные) организации, ассоциации, объединения. В этом смысле понятие "гражданское общество" используется для теоретического анализа и объяснения явлений социальной реальности.
Во втором случае понятие гражданского общества используется в качестве нормативной концепции, которая способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных агентов на развитие различного содержания и форм гражданской активности.
Иногда гражданское общество характеризуют как систему не только внегосударственных, но и внеполитических отношений между людьми. Такая точка зрения представляется упрощенной и неверной. Она "выводит" из рассматриваемого понятия общественно-политические организации, различные действия и функции гражданских ассоциаций политического характера по отношению к органам власти. Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к государству. Человек входит как в гражданское, так и политическое общество; в силу этого формируется, - по образному выражению профессора И.И. Кравченко, - "политичность гражданского общества и гражданственность политического".
Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие, как множественных горизонтальных связей, так и существование нескольких их уровней или слоев.

Статья опубликована в журнале "Научный эксперт". No3. 2008. С. 44-61.
06.10.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован