Взаимодействие власти, бизнеса и общества как главный тренд модернизации социальной сферы

 Социальная политика и социальное партнерство. 2015.№10.

Аннотация:

В статье рассматриваются современные тенденции модернизации социальной сферы, изучены концептуальные основы преобразования социальной сферы в современных российских условиях. Показано, что главный тренд модернизации – взаимодействие власти, бизнеса и общества вызывает появление новых смешанных, гибких институциональных форм управления социальной сферой.

Ключевые слова:

Социальная политика, управление социальной сферой, взаимодействие власти, бизнеса и общества, новая парадигма государственного управления в социальной сфере, модернизация социальной сферы, межсекторное партнерство, государственно-частное партнерство, социальное предпринимательство.

В 90-е годы прошлого века бюджетный кризис и потребность в изменении роли государства породили вопросы о том, каков должен быть масштаб государства и уровень государственных расходов в сфере, обеспечивающей развитие людских ресурсов и какова структура такой деятельности. Эти вопросы остаются актуальными, несмотря на то, что за последние 20 лет социальная сфера России претерпела существенную трансформацию. Государство не сумело провести последовательные реформы в социальной сфере, что блокирует социально-экономическое развитие.

В настоящее время, когда необходимо изменение самого характера экономического роста, особую роль играет наращивание конкурентного преимущества в сфере человеческого капитала, именно поэтому и реформа социальной сферы становится как никогда востребованной. Под влиянием роста значения человеческого капитала происходит значительное увеличение «объема» социальной сферы. Что должно быть заложено в ее модернизацию, когда возможности государственного финансирования исчерпаны, мобилизация и перераспределение ресурсов между уровнями власти и государственными структурами больше не работают? Наращивания расходов на социальные цели ожидать трудно, и не всегда оно дает ожидаемый позитивный эффект. Расходы такого рода за последние семь лет в России утроились, а удовлетворенность социальной сферой остается низкой. Схема развития социальной сферы, которая отвечала природе планового хозяйства, и на которой базировались впечатляющие достижения середины XX в., фактически исчерпана, в принципе, не адекватна рыночной экономике. Современное общество требует гораздо тоньше настроенной и более адаптивной социальной политики, чем та, что была приемлема полвека назад[1].

Взаимодействие власти, бизнеса и общества в современной парадигме управления социальной сферой

Во второй половине ХХ века проведение сильной социальной политики стало императивом для всех развитых стран мира. В развитых странах через государственный бюджет в эту сферу попадало до 60% ВВП. Возложив на себя непомерное бремя расходов, государство нарушило баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Это вызвало необходимость реформирования социальной сферы, в результате которого снизились темпы роста государственных социальных расходов, часть ответственности за социальное обеспечение было перенесено на индивидов.

В России в начале 90-х гг., когда пришло понимание, что поддержание социальной сферы в том виде, как она есть, дорого и неперспективно, трансформация институтов социальной сферы была связана с переходом к рыночным отношениям и введением страхового принципа по отношению к социальным гарантиям и разделению полномочий по предоставлению услуг социальной сферы между различными уровнями власти.

Неблагоприятные процессы общественного реформирования, связанные с рядом негативных факторов, например, с ухудшением демографической обстановки, снижением доходов населения, кризисом институтов социальной сферы потребовали поисков новых источников ресурсного обеспечения социальной сферы. Если взглянуть на историю самых недавних изменений в социальной сфере, то это выглядит следующим образом. Социальные инициативы в это время были связаны с так называемой монетизацией льгот, а именно с необходимостью реструктуризации системы социальных льгот, архаической по своей сути и бравшей начало в патерналистском устройстве социальной сферы. Важные перемены в этой области, к сожалению, отличались фрагментарностью, началом действия институциональных ловушек, финансовых и административных ограничений. Государству пришлось частично отказаться от насущных перемен, тем более, что все социальные реформы связаны с конечностью государственных ресурсов, и что немаловажно, с высокими политическими издержками.

Это стало одним из главных тормозов реформ и вызвало поиск новых источников и механизмов развития социальной сферы. Поскольку социальная политика имеет отношение ко всему обществу, ко всей сложившейся в обществе субъектности, к интересам как государственных органов власти, так и негосударственных структур, то целесообразным увиделась выработка стратегии развития социальной сферы с участием институтов гражданского общества, – коммерческих и некоммерческих.

В конце первого десятилетия 2000-х годов остро встал вопрос о преодолении фрагментарности социальной политики, сиюминутного регулирования, о достижении ее целостности, а также о достижении социального баланса по горизонтали и вертикали. Государство должно было сосредоточить свое внимание на обеспечении социальной стабильности, для которой мало монетизации льгот, а важна общая эффективность социальной политики. Именно поэтому при разработке концептуальных подходов к социальной политике до 2020 г., стали делать ставку на социальную модернизацию и изменение структуры общества.

Оптимальной модель управления социальной сферой предстает сегодня через призму социального развития с опорой на органы государственной власти и под контролем гражданского общества и с его помощью. Особую важность приобретает переход от патерналистской, то есть традиционной, парадигмы управления к общественно-государственной парадигме, общественно-государственном партнерстве, где деятельность государства дополняется разнообразной деятельностью организаций гражданского общества. Исследователи социальной политики ратуют за замену традиционной модели социальной политики на новую, понимаемую как мощнейший инвестиционный инструмент социально-экономического развития страны и интеграции общества для достижения конкурентоспособности на мировой арене[2]. Для современной схемы важно не только наращивание бюджетных ресурсов, но и конкуренция некоммерческих организаций с государственными и муниципальными учреждениями в оказании социально значимых услуг, активная работа некоммерческих организаций в тех областях, в которых государственные органы власти не могут вести внешний контроль, и функционирование там происходит благодаря подвижничеству людей, деятельность социально ответственного бизнеса.

Достижение перемен, переход к новой модели социальной политики, адекватной характеру модернизационных процессов, является важнейшей задачей дня и связан с тем, насколько органы государственной власти, бизнес организации и некоммерческие структуры могут найти баланс взаимодействия в решении социальных проблем. Последовательность сотрудничества активность граждан и государства выходит на повестку дня и составляет предпосылку успешности социальной политики и формирования гражданского общества в России.

Выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между государством, бизнесом и организациями гражданского общества – фактор системных преобразований социальной сферы

 Многие социальные преобразования, которые осуществляются сегодня, носят несистемный характер. Реформы в социальной сфере не всегда популярны и вызывают недовольство населения. Органы власти должны решать множество сложных проблем, что иногда не приносит позитивных результатов. Системный подход позволяет не терять времени, отведенного на преобразования и видеть перспективы устойчивого развития общества, основанного на четких концептуальных подходах, в основе которых лежит удовлетворение потребностей населения и достижение качества жизни. Системообразующую роль в проведении социальной политики играет государство, которое, с одной стороны, обязано проводить собственную политику, а с другой, вырабатывать принципы и критерии взаимодействия различных субъектов общества, что является необходимо составляющей построения современного демократического государства. Модернизация социальной сферы и ее секторов, поиск наиболее эффективно управляемой системы идут сегодня с учетом существенного возрастания роли и значения взаимодействия государственных, предпринимательских структур и организаций гражданского общества. Важнейшее значение для обеспечения управления современным обществом становится принцип партнерства, при котором вся система ответственности может эффективно работать только при взаимодействии власти, бизнеса и общества.

Взаимодействие может осуществляться в различных формах, как экономических, связанных с освоением денежных средств, а также неэкономических, примерами которых является проведение совместных мероприятий, публичные слушания.

В России формируется инструментарий межсекторного социального партнерства, вырабатываются соответствующие механизмы и технологии. Объединение усилий и ресурсов создает синергетический эффект для развития социальной сферы, преодолевая так называемые провалы каждого из секторов и создавая новые возможности для социального развития. Каждый из секторов имеет свои преимущества и особенности работы, что позволяет, объединяя их качества и возможности, с большим успехом достигать общей цели.

 В современных условиях, когда провалы государства малоизучены, тем не менее становится очевидно, что государственные органы малоподвижны, сориентированы на универсалистские услуги, унифицированные решения, мало приспособлены для оказания конкретных услуг конкретным людям.

В ходе совместной деятельности партнерство, направленное на устойчивое развитие, обеспечивает:

  • инновационные технологии развития социальной сферы,
  • инструменты совместного вклада в решение социальных задач,
  • доступ к ресурсам, который увеличивается благодаря расширению ресурсной базы в результате взаимодействия,
  • расширение влияния на местное сообщество и принятие политических решений,
  • нахождение места каждого сектора в решении социальных проблем, определение своей ценностной составляющей и своих областей ответственностей, не смешивая функции с другими секторами.

Поэтому главной тенденцией становится передача оказания социальных услуг органами государственной или муниципальной власти на аутсорсинг некоммерческим организациям, расширение применения ГЧП, контрактных режимов, ваучерных программ.

Когда государство действует неэффективно, выполнять функцию альтернативы государству способен третий сектор, либо он может функционировать независимо от государственного. Роль третьего сектора в осуществлении экономических процессов возрастает и определяется следующими основными фактами: он действует там, где существуют провалы государства; способствует повышению аллокационной эффективности; привлекает ресурсы для своей деятельности и осуществляет перераспределительные процессы на добровольной основе.

Специалисты считают, что некоммерческий сектор может стать частным социальным исполнителем социальных функций государства, формировать множество взаимосвязанных социальных комплексов, которые будут выявлять и исправить деформации социальной системы, то есть вести профилактику социальных болезней, не доводя их до ранга «социальных проблем». Некоммерческие организации способны стать реальной силой и инструментом социального контроля деятельности государства, а также бизнеса. Они могут работать в проблемных областях, поиск решений в которых кажется политикам либо слишком дорогостоящим, либо не приоритетным. Привлекая благотворительный венчурный капитал, интегрируясь в рынки социальных инвестиций, некоммерческие организации могут стать «поисковой системой» решения социальных проблем в современном обществе[3].

Для успешной модернизация экономики и социальной сферы необходимо выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между государством и бизнесом. Особую форму взаимодействия органов власти и бизнеса, представляет собой государственно-частное партнерство (ГЧП) в социальной сфере. ГЧП позволяет активно привлекать ресурсы субъектов предпринимательской деятельности, но сохранять за государством контроль и надзор за этими ресурсами, за качеством оказываемых услуг. В результате такого партнерства стимулируется активность инвесторов и появляется альтернатива приватизации объектов социальной сферы, которые малопривелекательны для бизнеса или не могут быть приватизированы в силу специфики социальной сферы, в которой приватизация, как правило, влечет негативные последствия и не отвечает конституционным требованиям,.

На ГЧП руководство страны возлагает роль одного из важнейших механизмов развития социальной политики. Для того, чтобы использование ГЧП получило еще более широкое распространение в России, предстоит работа по созданию реальных механизмов, которые основаны на едином понимании ГЧП, по адаптации отраслевого законодательства под ГЧП. Необходимо принятие новых законодательных актов, чтобы формы сотрудничества, позволяли государственному и частному секторам извлекать взаимную выгоду.

За счет ГЧП достигается важный результат – в условиях уменьшения государственного финансирования становится возможным концентрировать материальные и финансовые ресурсы, получить больше общественных благ и развивать передовые технологии обслуживания населения, достигать нужной структуры и качества услуг. Принципиальными вопросами стали достижение достаточности финансирования и четкого определения целей развития социальной сферы, снижение рисков оптимизации социальной сферы, определение возможностей использования разнообразных форм и инструментов ГЧП.

Сегодня налицо одна из важных тенденций развития ГЧП – его практика активно смещается в сторону социальной сферы. В развитых странах доля частного сектора в социальной сфере составляет от 45 до 60% (самые высокие показатели у Великобритании и Франции). Это обусловливает возможность предоставлять услуги высокого качества и в необходимом объеме, что не в силах сделать в одиночку государственный сектор. Зарубежный опыт показывает, что «в странах с развитой рыночной экономикой, с высоким уровнем жизни населения, высокой производительностью труда, надежной социальной политикой проекты ГЧП в основном направлены в область образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т. п.»[4]

В России также развиваются проекты ГЧП в социальной сфере. На территории России, где в различных стадиях реализации находится 131 ГЧП проект, 56 проектов принадлежат социальной сфере. В Рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП 2014-2015 годов на первом месте находится Санкт-Петербург, за ним Республика Татарстан и Москва.[5] Тем не менее Россия значительно отстает от развитых стран, в которых социальная сфера стала успешным бизнесом. Для того, чтобы добиться этого, необходимо создать равные условия для деятельности в этом секторе частных и государственных организаций, обеспечить доступ социально ориентированного бизнеса к госзаказу, определить, какие льготы может получать бизнес, можно ли передать хотя бы часть социальных учреждений в управление бизнесу или отдать социальные услуги ему на аутсорсинг. Актуальные задачи ГЧП: проработка ответственности частного бизнеса в социальной сфере; создание информационной инфраструктуры для компаний и граждан, готовых стать участниками ГЧП партнерства; детальная разработка и проработанность критериев и форматов контрактации, бюджетирования, оценки качества, тарификации, ответственности сторон и других аспектов предоставления социальных услуг.

Организационными механизмами взаимодействия некоммерческих организаций, бизнеса и власти, которые нужно развивать, являются:

  1. финансирование программ поддержки некоммерческих организации по принципу долевого участия госвласти и бизнеса;
  2. создание фондов местного сообщества, где собираются пожертвования физических и юридических лиц и по инициативе гражданского сообщества распределяются на развитие территории;
  3. социальные бизнес программы, где власть и общество выступают как эксперты, а некоммерческие организации – исполнители мероприятий;
  4. осуществление общественного контроля при реализации совместных проектов;
  5.  участие в публичных слушаниях представителей коммерческих организаций, которые обладают специальными знаниями;
  6. предоставление бизнес структурам льгот на работы, товары, услуги при проведении совместных проектов и мероприятий власти и некоммерческих организаций для решения социальных проблем;
  7. стимулирование механизмов взаимодействия коммерческих организаций с властью и некоммерческими организациями путем экономических и неэкономических льгот.

Для поэтапного расширения участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг в России в 2013 г. «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) совместно с Министерством экономического развития России разработана специальная «дорожная карта» «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере»[6]. «Дорожная карта» основана на предложениях о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. В результате был составлен свод конкретных мер, направленных на расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании социальных услуг. Эти меры носят как межсекторальный, так и отраслевой характер. Они, в частности, касаются устранения общих проблем в законодательстве, бюджетного финансирования, внедрения механизмов государственно-частного партнерства, совершенствования налогового регулирования, вовлечения НКО в социальное предпринимательство с распространением на них мер поддержки для малого и среднего бизнеса.

В «Дорожной карте» для негосударственных организаций в социальной сфере как, впрочем, и в бюджетном послании Президента на 2014-2016 годы, ставится задача расширения привлечения негосударственных организаций, снятия барьеров и ограничений, препятствующих доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг, вовлечение НКО в социальное предпринимательство. Ожидается при этом, что частный бизнес не будет наращивать дорогие услуги, а пойдет в сферу бюджетных услуг, будет организовывать обычные учреждения.

Социальное предпринимательство – инновационный инструмент взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в социальной сфере России

Во всем мире сегодня происходит развитие социального предпринимательства, которое представляет собой новое явление, находящееся на стыке предпринимательства и благотворительности. Социальное предпринимательство является общественным явлением, которое осуществляет подходы к решению социальных проблем на путях видения соотношения эффективности и справедливости. Считается, что социальный предприниматель предъявляет более высокие требования к такого рода соотношению, высоко оценивает свою ответственность и тем самым ставит справедливость на передний край своей деятельности.

Его характеризуют идея смягчения социальных проблем, самоокупаемость предприятия, которое производит социальные услуги, предпринимательский подход, важным признаком которого является аккумуляция ресурсов и изобретение новых решений при оказании этих услуг. Известно, что некоммерческие организации активно пользуются грантами и бюджетными средствами, но их не хватает, и поэтому НКО начинают делать предпринимательские усилия для расширения своей деятельности. С другой стороны, бизнес активизировал свое участие в развитии социальной сферы, используя для этого инновационные подходы.

Началась систематизация опыта социального предпринимательства в России. В частности, попытку разобраться в явлении, представить существующее разнообразие точек зрения экспертов и осветить конкретные кейсы проектов, которые уже сейчас реализуются в России, предпринял Аналитический центр ОАО «МСП Банк» «Социальное предпринимательство в России в 2013 г.»[7].

Статус социального предпринимателя на сегодняшний день в России не является легитимным. Определение социальному предпринимательству дано в приказе Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013 г. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации», а также в Приказе № 223 Минэкономразвития и Законе о некоммерческих организациях (НКО), в которых речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях. Однако, эти определения не могут расцениваться как законодательное закрепление статуса социального предпринимательства.

Перспективы упрочения позиций социального предпринимательства эксперты видят не в принятии отдельного закона, а в закреплении понятия социального предпринимательства путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Так, сегодня существенный вклад в развитие социального предпринимательства внес закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (N 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г.). Данный закон определяет организационно-правовые и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. В нем содержатся нормы, направленные на формирование рынка социальных услуг.

Принятие отдельного закона о социальном предпринимательстве будет необходимо по мере наработки в стране опыта поддержки социального предпринимательства, государственного финансирования и регулирования сектора, формирования отчетности предпринимателей.

Для поддержки социального предпринимательства наряду с совершенствованием законодательства важно предоставить доступ частным организациям и НКО к источникам финансирования, к получению государственных социальных объектов в управление. Необходимы льготы, субсидирование процентной ставки и предоставление государственных гарантий по кредитам. Важным является внедрение сертификатов на «негосударственных» услуги в социальной сфере. Требуется также разработать стандарты по оценке результатов деятельности социальных предпринимателей. Для функционирования социального предпринимательства необходимо создание ассоциаций, объединяющих социальных предпринимателей, тиражирование их опыта по развитию организаций социальной сферы, которые часто оказываются неэффективными. Только тогда возможно обеспечить возможности для конкуренции со стороны негосударственных предприятий, чтобы добиться повышения эффективности решаемых в социальной сфере задач.

Предоставление услуг на платной основе в условиях конкурентного рынка будет способствовать росту экономики в целом, эффективности расходов, а финансирование проектов на рыночной основе – окупать предоставляемые кредиты и займы и обеспечивать поток инвестиций в социальную сферу. Для этого в социальном секторе необходимы: полный перечень услуг и их стоимости; стандартизация; конкурсная система распределения объемов оказания госуслуг и взаимной ответственности; критерии для выбора и для отказа в получении ресурсов.

Серьезными барьерами для развития социального предпринимательства до сих пор являются идеологизированные барьеры, из-за которых предпринимателю нужно подстраиваться под существующее нормативное регулирование, «маскироваться» под НКО. Проблемы возникают и в связи с тем, что в разных регионах по-разному относятся к тому, чтобы пускать негосударственные структуры в сферу оказания частных услуг.

В Евросоюзе социальное предпринимательство занимает около 10-15% рынка услуг в социальной сфере, в России его доля составляет около 1%. Международной тенденцией является поддержка государством социальных предпринимателей. Эта тенденция наблюдается и в России[8]. Существенный вклад в развитие социального предпринимательства вносят мероприятия Минэкономразвития. В рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015 году будут распределены субсидии субъектам Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Предусматривается распределение средств в размере более 16,9 млрд рублей. Принятое решение будет способствовать увеличению капитализации государственных программ субъектов Федерации и (или) муниципальных программ по развитию МСП, что позволит расширить круг субъектов малого и среднего бизнеса, которым будет оказана финансовая поддержка[9].

Формой поддержки социальных предприятий являются субсидии по Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.08.11 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям». Приказом Минэкономразвития России от 22.01.2015 N 27 утверждены значения уровня софинансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, по субъектам Российской Федерации на 2015 год.

Для того, чтобы бизнес охотнее шел в социальную сферу разработан комплекс мер, в числе которых – обнуление налога на прибыль, ныне составляющего 20% и мешающего тем самым развитию негосударственных организаций в социальной сфере[10]. Предусмотрено субсидирование государством процентной ставки по кредиту на строительство или реконструкцию учреждения соцобслуживания. Важной инициативой, направленной на развитие ГЧП в социальной сфере, является то, что в бюджете на 2015 год заложены 160 млн рублей на субсидирование проектов привлечения частного инвестора в сферу соцобслуживания.

Отметим также, что Минфин разработал законопроект о дополнительных преференциях по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость для организаций, оказывающих социальные услуги. Министерство образования разработало проект постановления Правительства «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым частным бизнесом в коммерческих банках для реализации инвестиционных проектов по развитию образовательной системы РФ».

Развитию социального предпринимательства способствуют и регионы. Осуществляя софинансирование, регион показывает свою заинтересованность в развитии социального предпринимательства. Это может быть образовательная, инфраструктурная, а также финансовая поддержка, которую предприниматели ждут более всего. Какая реализуется поддержка, регион решает самостоятельно, это зависит от программ, предусмотренных в конкретном регионе. В Госдуму был внесен законопроект, где предлагается дать регионам право устанавливать перечни социально ориентированных видов деятельности и определять вариант их поддержки.

Из негосударственных форм поддержки социальных предпринимателей отметим в первую очередь, поддержку, которую оказывают Фонд «Наше будущее» В. Алекперова благотворительный фонд «Навстречу переменам». Активную деятельность развивает компания «РУСАЛ», которая рассматривает социальное предпринимательство как новое направление своих социальных инвестиций. «Опора России», банк «Уралсиб» и Фонд «Наше будущее» создали совместную пилотную программу по поддержке социальных предпринимателей. Участникам предполагается выплачивать специальные гранты, будет предоставлена возможность воспользоваться специальным кредитным продуктом Уралсиба.

Большой вклад в поддержку развития социального предпринимательства вносит Агентство стратегических инициатив, с подачи которого в Минэкономразвития внесена «Дорожная карта». В ней содержатся некоторые целевые показатели развития социального предпринимательства. В частности, эксперты считают, что произойдет увеличение более чем в 8 раз объема финансирования программ социальной защиты, реализуемых частными организациями и НКО. Доля затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными организациями, – почти в 7 раз – до 20% в общих расходах на выполнение территориальных программ ОМС, а рост финансирования негосударственных организаций в области образования и отдыха в общем объеме средств, выделяемых на данные цели из региональных бюджетов, должен составить не менее 15% (на сегодняшний день – 0,5%)[11].

 Агентство стратегических инициатив в настоящее время реализует проект по созданию Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС) для тиражирования результатов социального предпринимательства. За два года практика реализована в14 регионах РФ, Центры появились более чем в 20 городах, создана их Ассоциация. Минэкономразвития предоставляет субсидии на создание и обеспечение деятельности региональных ЦИСС.

***

Большинство представителей руководящего звена государственных органов рассчитывают на значительное повышение роли негосударственных организаций в решении социальных задач, в том числе увеличение количества социальных предпринимателей в России в десятки раз. Это соответствует стратегическому ориентиру Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., где ставится задача вовлечения общественных организаций и бизнеса в равноправный диалог с государством по ключевым вопросам социального развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений.

Для этого требуется изменение механизмов взаимоотношений между властью, бизнесом и некоммерческими организациями. Необходима модель взаимодействия, основанная на социальном партнерстве, при которой возникают взаимные обязательства между властью, бизнесом и НКО, совместно решаются социальные задачи.

Повестка дня в налаживании межсекторного партнерства в социальной сфере в России далеко еще не исчерпана, хотя с принятием комплекса мер государственной поддержки негосударственного сектора, несомненно, сделан нужный шаг в правильном направлении.

 

 

[1] См.: Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. Аналит. докл. / под ред. Л. И. Якобсона, И. В. Мерсияновой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: НИУ ВШЭ, 2012. С.5-6

[2] Антропова Ю.Ю. Социальная модернизация в России: ограничения и возможности //Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 84.

[3] Анхайер К. Некоммерческие организации в 2025 году [Электронный ресурс].URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/nko-2025.html

[4]Алпатов А.А., Джапаридзе Р.М., Пушкин А.В. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. [Электронный ресурс]. ООО «Альпина», 2011 URL: http://thelib.ru/books/a_v_pushkin/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo_mehanizmy_realizacii-read.html

[5] Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. – М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.

[6] http://asi.ru/upload/iblock/cfc/NPI_social_04122013.pdf

[7] См.: Социальное предпринимательство в России. [Электронный ресурс]. МСП, 2013. URL: http://issuu.com/rspptc/docs/

[8] Редакция сайта АСИ . [Электронный ресурс]. URL:  http://asi.ru/news/22267

[9] Документ рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 26 марта 2015 года.

[10] Министр Максим Топилин: Налог на прибыль для организаций в сфере социального обслуживания населения будет обнулен. 9 октября 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/social/service/77

[11] См.: Эксперт-on-line 25 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2014/06/25/biznesu-otkroyut-dostup-k-sotsialnoj-sfere/

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован