15 апреля 2009
10420

Вместе со страной

Алла Борисовна Пугачева завершила серию выступлений в столице в честь юбилея в свой день рождения, 15 апреля. В связи с этой датой Пугачева после долгого молчания представила сразу две программы. Первую - "Сны о любви" - она показала на концертах в Кремле. Именно она станет основой прощального тура "От апреля до апреля". Венцом празднования станет большой концерт в "Лужниках", где, кроме певицы, выступили ее друзья и гости. "Сны о любви" зрители канала "Россия" могут увидеть вечером 15 апреля, в день рождения певицы - как раз в то время, когда зрители "Лужников" будут присутствовать на завершающем шоу. Это выступление можно будет увидеть в записи на второй кнопке, но уже 19 апреля. 9 апреля корреспондент "РГ" отправился на концерт в Кремль.

...Концерт Пугачевой начался уже на улице. Весь центр Москвы, все столичные переулки на подходах к Красной площади, Александровскому саду и Манежу были заставлены машинами в три ряда. От Кутафьей башни и до Боровицких ворот за полчаса до начала стояла живая очередь людей с билетами. Эти люди съехались со всех уголков страны и заплатили за заветные билеты разную цену - от полутора до тридцати тысяч рублей.

На улице холодно. Многие в легкой праздничной обуви и одежде, а очередь идет не быстро. Время от времени у конца живого потока появляется прыткая бабуся и предлагает:

- Проведу без очереди! За 250 рублей!

И неизменно уводит человек восемь. Быстро так курсирует туда-сюда.

Холод ли взял верх, или журналистское любопытство: как это можно - в Кремль без очереди, что за потайные ходы знает бабушка. Я достала деньги. Меня ждало разочарование: "без очереди" означало проход лишь через первый милицейский кордон. Бабушка, видимо, по договоренности со стражем порядка, проводила людей сбоку. Но милицейских кордонов было три! И еще на два бабушкина власть не распространялись. Стоит ли говорить, что и сдачу людям она давала не всегда точно...

Через два других кордона меня буквально пронесли. Давка была невероятная.

- Эх, Пугачева, могла бы и о людях позаботиться, - вздыхали поклонницы в нарядах, вмиг ставших помятыми.

Нужно отдать должное Алле Борисовне, концерт она начала, дождавшись, когда все войдут в зал - то есть минут на сорок позже. Те, кто попал в зал первым, рассматривали в большие военные бинокли посетителей VIP-партера.

VIP-гости появлялись не из общего потока, а входили в зал из боковой двери небольшими порциями-группами. В тот день в VIP-партере были замечены Максим Галкин, Кристина Орбакайте с двумя детьми - внуками Пугачевой - Никитой и Дэни, Валентин Юдашкин, Екатерина Андреева, Филипп Киркоров, Борис Моисеев и другие.

Гаснет в зале свет, и снова...

Но вот концерт начался. Господин оформитель сцены Борис Краснов сделал основной декорации композицию в виде белого круга-айсберга. Белый оказался находкой еще и потому, что на нем с помощью кино и лазерной техники можно было проецировать любой видеоряд. Метель, ромашки, свечи...

Но это - впереди. Само действо началось с боя курантов, и, когда после изображения звездного неба Пугачева появилась на декорации-айсберге, вдруг стало явственно видно ее одиночество. Она - одна, сколько бы людей ее ни окружало. Слова первой песни "Все пою и пою я от боли" лишь усиливали это ощущение. После грустного блока из трех песен певица нежным-нежным голосом заговорила с залом. И в своих словах дала ответ, почему "сны": "Потому что именно в снах можно действовать как хочешь".

Стало совсем грустно, значит, в жизни ей это не удается. Но тут же она перевела эти слова на другие:

- Самое главное, что у меня есть вы. Были, есть...

- И будем, - заревел зал в ответ.

- И еще раз есть, - закончила мысль певица.

Сны о чем-то большем

И тут Пугачева задала концерту совсем другой темп. За "Одуванчиками", видеоряд к которым сводился к изображению уходящих от нас воинов, последовала знаменитая "Алло". Тут аранжировка и оформление всех завели моментально. Сзади большим экраном шли гигантские слова из песни. Грустные мысли - позади.

Дальше - "Речной трамвайчик" и "У любви твои ресницы". У Пугачевой в руках появляется накидка, она прихорашивается перед зеркалом. Зал расслабляется. И тут снова выброшенный в публику сгусток боли. Стоя на коленях, исполняется песня "Люди, люди, ну какое дело вам, с кем свой хлеб делю я пополам... Ну зачем меня тревожите, вы же быть добрее можете..."

Люди в ответ вначале оторопели. А затем закричали "браво!", доказывая, что могут быть добрее.

А она уже продолжает пояснять, о чем пела: "На мою любовь последнюю налетели злые вороны. Окружили ее сплетнями и пустыми злыми разговорами". И дальше читает стихи о любви. Не хуже, чем поет. Заставляя думать о своем таланте драматической актрисы, который, кстати, передался и дочери.

На этих концертах никаких звездных гостей не планировалось, и стало ясно почему - она заполняла собой всю сцену, и та была ей как раз впору. Скромно стоят в стороне шесть бэк-вокалистов слева, справа - любимый ансамбль "Рецитал". Никаких подтанцовок.

На пресс-конференции, которую Пугачева провела перед этими концертами, все уцепились за ее фразу "голос у меня подсел". После первых концертов "Сны о любви" критики возмущались, что Алла не спела ни "Старинные часы", ни "Арлекино", ни "Миллион алых роз". Но много ли вы видели артистов, которые в свой 60-летний юбилей не прокатывали еще раз бы старую программу с признанными хитами, а выдавали новую? Говорили, что она пела под фонограмму. Но этого требуют законы телевидения - все три дня, что "Сны о любви" шли в Кремле, велась телесъемка, из которой потом монтировалась телеверсия концерта. А во-вторых, если даже певица собралась и записала хорошую фонограмму накануне юбилейных концертов, сейчас, когда почти никто не поет живьем, ее ли за это осуждать? Скажу так: Пугачева вообще могла бы и не петь. И не стараться. Она могла бы просто выйти на сцену, и зал бы взревел от счастья. Даже "подсевший" голос Пугачевой в несколько раз сильнее голоса большинства артистов нашей современной эстрады. Если бы у всех он так "подсел", в нашем шоу-бизнесе была бы другая картина.

Вызов повседневности

...В это время звучит "Обними меня покрепче", затем - "Тысячу лет...". Пугачева нежничает. И вдруг, как холодная волна, совсем другим голосом, вдруг погрубевшим, сильным выдает "Зону отчуждения".

...Как-то раз Алла Борисовна поразила меня на вручении одной из премий. Когда все звезды шли по красной дорожке и любовались собой, изредка снисходя до автографов, Алла Борисовна подумала не о себе, а о других - о тех девчонках, которые сутки напролет стояли у концертного зала в ожидании своих кумиров. Она пришла с пачкой открыток со своим изображением и автографом. Уже готовыми.

И сейчас, на концерте, то же самое - она подумала о публике. На две песни она сама спустилась в зал, чтобы облегчить публике задачу - подарить цветы и выразить признание. Несколько охранников и директор помогали ей. Цветов были горы. И весь зал эти две песни прослушал стоя. Звучали "Позови меня с собой" и "Катятся мои слезы по твоим щекам". В этот момент стало ясно, ради чего она старалась. Она хотела, чтобы для каждого, кто пришел, ее концерт стал событием. Чтобы о нем рассказывали спустя годы детям, внукам, знакомым. Ради этого стоило худеть, волноваться, наряжаться.

А она уже на сцене с матерком голосит "Глазам не верю, неужели, в самом деле ты пришел". И вслед за ней "Любовь, как состояние". И "зажигает" вовсю "Первое слово дороже второго". И выплясывает вместе с залом, и такие коленца выкидывает. Кричит:

- Приглашаю вас всех на свое столетие!

И внезапно переходит на лирику. Поет на стихи Пастернака "Свеча горела на столе". В зале тишина... Слышно даже, как люди нажимают на кнопки фотокамер на мобильных телефонах.

А потом она одна - и гораздо лучше, чем в дуэте с Кристиной, - чистым сильным голосом поет "Опять метель".

Небожительница

Час сорок пять Пугачева поет без остановки. Потом на пять минут удаляется, чтобы сменить наряд. Возвращается, сменив черный балахон на длинный, яркий, модного цвета... С гимном "Спасибо, любовь".

Слушая, понимаешь, что даже самые простые рифмы и будничные слова она может сделать яркими. "Спасибо, любовь, за радость и боль, за твой непокой, за главную роль". Кто-то другой бы спел - не поняли бы.

В зале тем временем начинается броуновское движение. Все проходы в партере забиты людьми. Уже неважно, что она поет и как. А Пугачева, театрально выпив бокал шампанского, уходит. Снова в свое одиночество. Снова фоном небо. И лестница к звездам. И новая песня: "Я улетаю прочь от земли. Не будите меня, умоляю. Я вижу сны. Сны о любви".

И словно переходит в другое измерение. Уходит, не прощаясь, не приголубив преданный ей VIP-партер, не поклонившись людскому водовороту.
В который раз поражаешься ее вкусу - в ней нет ни балагана, ни крика, ни натужного улета и отрыва, она близкая, родная и понятная. И при этом - недосягаемая. Не спеть в концерте "Сны о любви" песню "Любовь, похожая на сон" - для этого нужно иметь вкус...

Между тем

Несколько дней назад Первый канал показал в эфире фильм-обладатель восьми "Оскаров" "Миллионер из трущоб". Канал "Россия" в тот же вечер, в то же время выставил "тяжеловеса" Максима Галкина с программой "Весеннее обострение. Интересно, что выставит Первый в противовес концерту Пугачевой "Сны о любви" на "России"? В то же время и в тот же час первая кнопка покажет фильм Леонида Парфенова "Алла Пугачева. Портрет на фоне". То есть, получается, что певица будет конкурировать сама с собой. Интересно, что покажут рейтинги.

www.rg.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован