Эксклюзив
06 апреля 2012
4541

Виктор Заремба: Мировоззренческий тупик либерального самосознания: могут ли узниками совести быть люди бессовестные?

В России сейчас время Великого поста. В течение этих семи недель, предшествующих Величайшему празднику Светлого Христова Воскресенья, православные христиане по мере сил стараются очистить себя от всего порочного и пагубного, что со времен грехопадения несёт в людские души мирская, во многом корыстная, искушающая и развращающая, жизнь.

Хочется подойти к Пасхе с чистой совестью, с душой, усердным постом и молитвою, и по милости Божьей, освободившейся от тяжкого груза многих дурных поступков, мыслей и слов, еженедельно, ежедневно и ежечасно накапливающихся каждой личностью при обыденном взаимодействии с социально-экономической средой современной монетарной либерализирующейся жизнедеятельности.

То, что общественные отношения мира нынешней либеральной демократии, мягко говоря, не соответствуют критериальным требованиям высокой культуры и нравственности, и, естественно, не способствуют поддержанию чистоты душевной, доказывать сейчас уже не приходится. Стоит лишь на мгновение заострить внимание на развратном содержании и сути широчайшего массмедийного и информационного влияния, а также на порождённых этим влиянием результатах, - формах и способах обычного поведения людей, - как всякого рода сомнения отпадут сами собой.
И вот именно в период Великого поста, видимо за нашу непомерно разросшуюся общенародную нравственную нерадивость, в российскую социальную жизнь мощным мутным и смрадным потоком ворвались разного рода события: и безудержная властолюбивая, амбициозная, своекорыстная митинговая активность на городских площадях, и лукавые, грязные, выисканные и вытащенные из жизненной помойки, перековерканные "информационные вбросы", направленные на опорочивание иерархов Русской православной церкви, и святотатствующая выходка разнузданных обезумевших богохульниц в Храме Христа Спасителя, уж совсем неподдающаяся никаким аналогиям, разве что подобному танцу голой актрисы в дни Великой Французской Революции, изображающей на амвоне Собора Парижской Богоматери "богиню Разума".

Не только честный православный христианин, но и каждый, мало-мальски порядочный и культурный человек, невольно задастся вопросом: "Как же такое вообще может быть?" И ответ немедленно придет в голову сам собой, как правило, в виде широко известного безличного силлогизма: "Вообще уже совесть потеряли!!!" Но ведь чтобы что-то потерять, нужно сначала этим владеть? То есть, в нашем случае, чтобы совесть утратить, её нужно, как минимум, иметь...

Все мы очень часто употребляем слово совесть, да и суть этого слова каждый из нас понимает очень хорошо, конечно, если душа наша ещё живая, не оскудевшая, не окаменевшая. Тем не менее, несколько слов о совести всё-таки нужно сказать.
Лет десять назад, в беседе с моим товарищем, журналистом и фотохудожником, я рассказывал об одной из сторон своего мировоззренческого представления, связанного с идеологией стратегии "Сотворение России". Я говорил, что, по моему мнению, от Бога-Творца непрерывно проистекает мощнейший благодатный духовный, мысленный, чистый и светлый жизненный поток, представляющий собой всю целостную многомерную совокупную объёмную непротиворечивую полноту содержательных и смысловых сущностей, времён и процессов, всецело определяющих единый и единственный благоприятный путь творения бессмертного бытия Вселенной, Мира и человека. И, что смыслом личной жизни каждого из нас является развитие способности и нахождение своих внутренних возможностей, чтобы этот божественный жизненный поток правильно ощутить и понять, а также, по возможности, влиться в него, и следовать ему, не возмущая и не противореча исходной сотворительной Воле Божьей.

Примерно в то же время, в беседе с одним очень интересным человеком, обладающим развитой способностью и умением видеть события и процессы мира невидимого, а также повседневно использующего эти способности в своей специальной профессиональной деятельности, я также рассказал ему о таком мировоззренческом представлении.

После некоторых раздумий, этот уникальный в своём роде и прозорливый специалист, обученный способам и методам особым образом влиять на процессы в сферах невидимых, сказал, что в целом, мои представления правильные, но, что в действительности, непротиворечиво и глубоко встроиться в жизненный поток истинного божественного промысла чрезвычайно трудно.

Развивая эту мысль применительно к предмету данной публикации, мне показалось уместным и правомерным представить совесть, как некий системный, изначально заложенный в душу каждого человека нравственный индикатор, своеобразный внутренний юстировщик, позволяющий в повседневной жизни при каждом отдельном акте принятия решения выбирать именно те цели, способы и формы будущих действий, благодаря которым люди имеют возможность осознавать и чувственно оценивать, приближаются ли они в своём поведении к истинному промыслу Божьему, встраиваются ли они в благотворный духовный божественный поток, либо, что нехорошо, - противоречат и отдаляются от него.

Совесть как бы говорит человеку: "Если ты сделаешь так, то это будет плохо и неправильно, а если же по иному, то это хорошо и правильно". То есть, если ты сделаешь выбор в согласии с совестью, то ты почувствуешь и осознаешь это, и ощутишь при этом особенное воодушевление, также как и в случае противоположном, когда мысли и действия твои приведут к мучительным угрызениям совести.
Вот здесь мне кажется важным подкрепить свои размышления авторитетным мнением профессора Ивана Ильина, которого я очень уважаю, и лучше которого, по моему мнению, о совести никто не писал.

"Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него. Это как бы сама Божия сила, раскрывающаяся в нас в качестве нашей собственной глубочайшей сущности. То, на что указывает нам совесть, к чему она зовет, о чем она нам вещает, есть нравственно-совершенное; не "самое приятное", не "самое полезное", не "самое целесообразное" и т. п., но нравственно-лучшее, совершенное, согласно тому, как указано в Евангелии: "будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный" (Мтф. 5, 48)"

Далее профессор Ильин пишет: "Христианская совесть, этот драгоценный и благодатный дар христианского откровения, как бы смолкла за последние века европейского просвещения и, особенно, за последний век капиталистического расцвета. А это указывает на то, что "просвещенному" и безрелигиозному человеку наших дней предстоит вступить на путь больших страданий и потрясений.
Ибо совесть не есть какое-то сверхдолжное и недоступное обыкновенному человеку дело "праведника" или "отшельника", ненужное рядовому человеку и бесполезное для верхнего, ведущего социального слоя.

Напротив, совесть нужна каждому человеку, и не только в великие, поворотные моменты его жизни, но и в ежедневных делах и в обыденных отношениях; и то, что совсем не тронуто ее лучом, оказывается не только недоброкачественным в смысле духовной ценности, но и жизненно не прочным, не крепким, в высшей степени подверженным распаду и в личной, и в общественной жизни.

Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться "недобросовестно", все снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц.
Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?

Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, поэтому там, где акт исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая свобода начинает извращаться, человек теряет доступ к свободной лояльности, и ему остается только две возможности в жизни: или повиноваться законам из корысти и страха, уподобляясь лукавому и неверному рабу, или не повиноваться законам, всячески изощряясь в безнаказанном правонарушении и уподобляясь непойманному преступнику.

Совесть есть живой и могущественный источник справедливости; поэтому там, где ее лучи уходят из жизни, человек теряет как бы душевный орган для справедливости и вкус к ней; во что же превратится жизнь в обществе, где этот орган и этот вкус атрофированы? что за суд сложится в этой стране? что за чиновничество? что за торговля? какую жизнь поведет богатый слой общества? какая эксплуатация низших классов водворится в этой стране? какое справедливое негодование начнет накаливаться в низах? какая революционная опасность повиснет над государством?
Наконец, во всяком жизненном деле, где личное своекорыстие сталкивается с интересом дела, службы, предмета, совесть является главною силою, побуждающею человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной...

Вот почему я утверждаю, что совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной или тем более расцветающей культурной жизни. Совесть есть то светящееся лоно, из которого исходят, пронизывая всю жизнь, лучи качественности, ответственности, свободы, справедливости, предметности, честности и взаимного доверия. И если бы однажды злому духу в ночи удалось погасить в душах спящих людей все лучи совести, хотя бы на сравнительно короткое время, то на земле воцарился бы такой ад, о котором самые злые сновидения не могли бы дать нам верного представления.

Отход Современного человека от христианской совести чреват величайшими опасностями и бедами. Этот отход будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение. Человечеству придется опять пробивать себе дорогу к акту христианской совести. Но сначала оно должно будет заметить эту утрату и постигнуть ее роковое значение, а для этого ему, быть может, придется пережить крушение всего современного строя...

Может быть, искра христианской совести возродится только в окончательно сгустившихся сумерках безбожия, и распада..." (Проф. Иван Ильин. Путь духовного обновления).

Совесть есть важнейшее нравственное понятие, и лишь благодаря нравственности любая культура может быть истинно живой и жизнеспособной.

Но вот, в нынешнее беспокойное либералистическое время, мы замечаем, как планомерно, последовательно и усердно выхолащивается из таких глубинных смыслозадающих духовно-нравственных понятий, каким является слово совесть, их действительная благодатная и спасительная сущность, как разрушается их истинный смысл, как имманентно присущие культуре нравственные корни отрываются от бессмертного божественного семени и помещаются в гнилой суррогат прозападного секулярного псевдогуманизма.

Именно сейчас все более распространённым вновь становится понимание совести, приближенное к марксистскому. Это у К.Маркса "...совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего - иная, чем у того, кто неспособен мыслить".

Однако из истории мы помним и того, кто резко критиковал Маркса, кто показывал, какие гибельные последствия могут возникнуть в глобальном обществе на основе марксистского миропонимания. Этим человеком был князь П.А.Кропоткин, которого, хотя и нельзя отнести к глубоко верующему православному христианину, но которого очень многие известные его современники считали исключительно умным, порядочным и нравственным человеком: такой реальной личностью, к образу которой, по словам Р.Тагора, всю жизнь "стремился мятущийся гений Л.Толстого", но которого в своей долгой жизни он так и не смог достичь.

Мы также знаем, что все последние годы князь П.А.Кропоткин посвятил работе над фундаментальным трудом "Этика", где он писал, что наша нравственная сущность - природная способность, подобно тому, чем является осязание и обоняние. И от того, насколько нравственными будут наши мысли, слова и поведенческие проявления, всецело зависит и само существование человеческой цивилизации на земле.
Но в действительности марксистская безнравственность и беспринципность все более и более закрепляется в современном обществе. Совсем недавно я обратил внимание на определение культуры, данное в тезаурусе проекта нового федерального закона о культуре, уже официально внесённого в Государственную думу. Там предложено базовое определение культуры, которое, и по форме, и по сути, не является онтологичным и не относит культуру к сфере реального бытия и реальной общечеловеческой практики, делая ей некой "совокупностью признаков...>>. Внесенное определение культуры не соотносится с содержанием и смыслом базовых ценностей, выработанных и выстраданных российским обществом в процессе его исторического существования.

И, конечно, всякому хорошо понятно, что от несовершенного базового понятия и всё последующее содержание Закона может быть противоречивым, создавая поле возможностей для отнесения к культуре псевдоценностей, разрушающих смыслы истинно культурного бытия, а также допуская отождествление с культурой проявления фактического бескультурья и безнравственности.

Осознавая то действительное и важнейшее значение, которое имеют исторически сложившиеся духовно-нравственные устои для самого существования нашей страны, пытаясь сделать хоть что-то полезное и важное для того, чтобы не допустить дальнейшего разрушения российского культурного пространства, в середине марта я направил на имя В.В.Путина письмо, где приведено определение культуры, лишённое, как мне представляется, указанных выше недостатков, базирующееся на действительно значимых для сохранения, укрепления и развития России ценностях. Приведу здесь то, что было написано в письме полностью.

"КУЛЬТУРА - совокупность устойчивых долговременных смыслозадающих форм, способов, средств, результатов личной и совместной творческой созидающей активности людей, закрепившихся в качестве эталонных идеалов, принципов, верований, устоев и ценностей духовно-нравственного, интеллектуального и вещного свойства, основанных на общем языке и полноценно представляющих особенности самосознания конкретного сообщества, обладающих высоким и неотчуждаемым значением в его существовании, сохранении, укреплении и развитии".

Но вернёмся снова к совести, важнейшей нравственной категории, степень развития которой у разных людей может быть различной, как и мера того реального влияния, которое может оказывать фактический уровень совестливости человека на его общественное поведение.

В обыденной жизни мы довольно часть говорим о некоторых людях, что знаем их как совестливых и порядочных, а о других - как о бессовестных. Даже при воспитании детей, если кто-то из них нашкодил, или сделал что-то неподобающее, чаще всего мы называем такие поступки бессовестными. И, нужно сказать, что дети хорошо понимают то, о чём мы им в таких случаях говорим, так как крепко сидит в наших душах великий промысел Божий.

Однако не так благостно обстоят дела в недрах нашего развивающегося гражданского общества. И в последние дни в средствах массовой информации мы видим сообщения, что охамевшие и явно бессовестные богохульницы, глумившиеся над православными святынями в главном кафедральном храме Руси, пребывающие ныне в следственном изоляторе за хулиганское преступление, некоторыми известными правозащитными общественными организациями, и даже вполне официальными лицами, уже называются "узниками совести".

Зададимся же мы вполне правомерным вопросом: "Как же может быть узником совести человек, который совесть потерял, либо, по причине какой-то серьёзной духовной болезни, в своей душе не имевший её совсем?" Давайте хорошенько поразмышляем над этим.

Ведь, подобно тому, как собственная жизнь человека является уникальным и бесценным божественным даром, так и духовно-нравственное самосознание народа вместе с культурно-историческим наследием страны, свидетельствующее о возникновении, становлении, житии и особенностях народного существования, представляет собой высочайшую, непреходящую и неповторимую ценность. Именно в культурном пространстве воплощена душа народа, суть его самосознания, его жизненная, пассионарная сила. Осознание сути данной констатации дает все основания предполагать, что присущее миру глобальной монетизации противостояние, наряду с обострением геополитической конкуренции, со временем, и во все большей степени, будут перетекать из сферы военно-политической в область духовности, нравственности, языка, истории и социально-культурных отношений.

Государственные, межгосударственные, надгосударственные политические властные структуры, агрессивной инициативой которых, правила и правит бессовестная гордыня самомнения, самодовольства, личного превосходства и успеха, закрепившиеся своими корнями в почве безбожного рационализма и прагматизма, уже поставившие мир на грань самоуничтожения, в течение обозримого времени, теряя свое нравственное существо, авторитет и уважение в народных массах, неизбежно будут вынуждены утратить свое доминирующее положение.

И уступить им придётся именно тем странам и народам, которые не утеряли нравственно-религиозной сути национального самосознания, которые не пожелали согласиться с перспективой секулярного духовного выхолащивания и собственного перманентного вымирания, а, прочно встав на спасительный многовековой фундамент сострадательной соборной духовности, преумножат свои нравственные силы, закрепив их в единой общенародной душе, возобладают и смогут пережить бездушную эпоху силового монетарно-рассудочного миропорядка.

Понимание этой важнейшей закономерности предопределяет необходимость формирования у российских граждан трепетного и бережного отношения к истокам и основам самосознания собственного народа, духовному и культурно-историческому наследию, пробуждения осознанности того, что с утратой каждого, даже самого малого и незначительного историко-культурного элемента, безвозвратно исчезает память, рвется наиважнейшая жизненная соединительная ткань, угасает суть и сила общенародного единения, а вместе с этим ослабляется и разрушается само невидимое пространство всего русского мира.

Viperson
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован