Эксклюзив
24 июля 2012
13607

Василий Лекомцев: Об угро-финских этнонимах

Main image002
Хлеб наш насущный, даждь нам днесь,
И не введи нас во искушение,
И избвави нас от лукавого...
(Из православной молитвы "Отче наш").

Чтобы окончательно разобраться в истории происхождения угро-финских этнонимов необходимо проанализировать основные исторические источники, на основании которых нынешние историки делают свои умозаключения.
Отец истории Геродот делит все северные народы на два основных - скифы и сарматы. Можно предположить, что такое деление подразумевает образ жизни этих народов, один из которых - скифы, скиты, скитальцы ведет кочевой образ жизни, а другой оседлый по городам и защищенным укреплениям, так как на языке этого народа "сар ма" имеет буквальный перевод "земля городов".

Анализируя Геродота, мы находим упоминание о различных племенах этих северных народов при, перечислении которых, он не уточняет никаких особенностей этих племен, уточняя только названия -геты, фисагеты, герулы, гепиды, гелоны, невры, андрофаги,
исидоны, аримаспы, гипербореи, ализоны, киммерийцы, массагеты, агафирсы, меланхлены, будины, иирки, агрипеи,
амазонки, синды.
Европейские народы агафирсы, тирсены, омбрики, кельты, кробизоны, кинеты.
Некоторым названиям Геродот дает перевод, так
Аримаспы - это одноглазые или узкоглазые, по-видимому, греки каждый узкий глаз принимали за половину, а две половинки в сумме давали один глаз.
Андрофаги - людоеды,
Гипербореи - самые северные,
Амазонки - не имеющие мужей, так как раньше убили их мужей узорпаторы (зор- муж, патр-убивать).
Ализоны - это народ, давший мужей амазонкам или народ женщины, которых имеют одного мужа.
Кробизоны - это племя, женщины которого имеют много мужей.
Агафирсы или агатирсы- это меткие стрелки, так как
ага по-гречески- сильный, лучший (ср. агафон - громкий красивый, лучший голос), а тир - стрелять, но может быть и живущие по берегам Тираса - Днестра ( если агафон - житель горы Афон).
Исидоны - называющие реки Доном, что соответствует современному представлению о народе аланы.
Агрипеи - жители Рипейских или Уральских гор.
Меланхлены - можно предположить, что это медлительные, неповоротливые или люди с белыми волосами, блондины, но Геродот уточняет, что эти люди названы так за то, что носят черные одежды.
Будины - поедатели сосновых или кедровых шишек.
Невры - оборотни.
Синды - индийцы, но возможно и жители, производящие льняные ткани, так как синдос по-гречески лен. Благодаря этому слову можно объяснить древнее название Анапы -Синдика.
Киммерийцы - так египтяне, а за ними жители Малой Азии называли скифов (возможно первой волны) - жителей киммерийского Северного Причерноморья.
Это слово можно сравнить с известным словом химера - ужас, страх. Согласно описаниям Геродота, анализируя внешний вид скифов и их традиции обращения не только с чужими, но и со своими ближайшими соседями и родственниками, можно понять греков, давших скифам такое название. Может быть, именно по этому позднее жители Афин передали скифам исполнение полицейских функций в своем городе.
Персы называли скифов -саками, гимирами, дахами, даями т.е. один и тот же народ назывался различными именами.
Гимиры - жители гор, так как Гималаи - снежные вершины, или горы покрытые снегом.
Дахи, даи, даки - горцы, так как горы на Кавказе и в Крыму имеют названия Даг - Кара-Даг, Аю-Даг.
Персы, парсы, фарси - божественные, подобные богам, это подтверждают имена древнегреческого герой Персея и название главного храма Аффин - Парфенон.
Сами скифы называли себя сколотами, о чем и упоминает Геродот. Анализируя происхождение этих названий, можно привести следующие доводы. Саки - это жители песков.
Известно, что название пустыни Сахара, Сакара имеет арабско-персидское происхождение и означает реки занесенные песком. До переселения в Северное Причерноморье скифы - саки - сколоты жили в междуречье Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, т.е. в зоне современных пустынь.
Геродот в своем описании называет Аму-Дарью Окс, а Волгу(CакаРА) - Аракс, т.е. использует для них персидские названия, хотя до описания реки Танаис -Дон использовал греческие с характерным греческим значением река -ис.
Перечисляя некоторые из скифских племен и народов, Геродот имел ввиду род занятий этих народов, а именно охоту, так как слово ге по-гречески означает именно это занятие. Это дошло до нас в таких словах как гепард - охотничий пардус. Еще при царе Алексее Михайловиче пардусы-гепарды использовались вместо охотничих собак, что было принято с времен древних персов и древних греков. Слово "егерь" в переводе с немецкого означает охотник. Римляне, называя племена германскими, также имели ввиду род занятий этих народов-охоту. Сами германцы имели ввиду единокровность или родство своих племен, так как герма - "кровь" на языке германцев. Геродот еще и уточняет виды охоты, так как фисагеты или тисагеты - это охотники за водоплавающей дичью, так как по гречески ис- река, массагеты - это рыболовы, так как масья по-ирански рыба, герулы - охотники за пушниной, так как из мифологии известно, что руно- это шкура овцы или какого-нибудь другого животного, гепиды, скорее всего, охотники за боровой дичью, если вспомнить, что pin для большинства романских языков это сосна. Это вполне соответствует современному представлению о различных видах охоты. Что касается герулов, то для них возможно другое значение, так как мы знаем греческое значение слова геронт - старый, старейший, которое дало жизнь греческому слову герулис - совету старейшин, поэтому герулы могут быть племенами, которые управляются советом старейшин, что было характерно для скифских и славянских племен.
Существует и иная версия на происхождение этнонимов геты, герулы, гепиды, гелоны, так как Гея, Гера богини земли и землепашцев, как и Георгий - землепашец.
Основное занятие этих народов - земледелие.

И, по-видимому, все эти народы являлись потомками хеттов - жителей Анатолии - страны восходящего солнца для греков. Эти племена постепенно заселили Фракию - страну землепашцев и являлись прямыми предками восточных славян - болгар, уличей, тиверцев, словаков, украинцев, белорусов, русских.
Вторая морская ветвь дала последовательность народов - хеттов-финикийцев-этрусков-тирсенов-вассенов и западную ветвь славянских народов, - хорватов, сербов, моравов, чехов, поляков.
Таким образом, Геродот знает следующие северные народы, которые имеют следующие признаки
Аримаспы - это одноглазые или узкоглазые, по-видимому, греки каждый узкий глаз принимали за половину, а две половинки в сумме давали один глаз.
Андрофаги - людоеды,
Гипербореи - самые северные,
Агрипеи - жители Рипейских или Уральских гор.
Меланхлены - можно предположить, что это медлительные, неповоротливые или люди с белыми волосами, блондины,
но Геродот уточняет, что эти люди названы так за то, что носят черные одежды.
Будины - поедатели сосновых или кедровых шишек.
Невры - оборотни.
По этим признакам трудно идентифицировать какую-нибудь этническую группу, так как для существующего деления эти признаки могут подходить для любого угро-финского народа.
Теперь посмотрим, какие северные народы знает древнеримский историк Тацит. У него перечислены фены, скрерофенны, кведы, квенды или квеи, эстии, сидоны или ситоны, которые жили восточнее эстиев. Что означают эти этнонимы.
Фены - так называли финнов шведы за то, что их основным занятием была охота.
Скрерофены - это охотники, использующие лыжи.
Кведы - шведы. Если в этом слове использовать вместо "к" букву "с" как это следует делать при переводе латинских слов, то получим вместо квеев свеев, именно так звали на Руси шведов. Финские историки считают, что их народ произошел от кведов. Правильно считают.
Эстии - восточные кведы.
Сидоны - народ, который выращивает зерно ( греческое "си"), т.е. оседлый народ, освоивший земледелие и иногда использующий сито - устройство для просеивания зерна и муки. Кто же из нынешних известных народов мог подходить под это название. В первую очередь племя сету или ситу, так до сих пор называют эстонцы свою этническую составляющую, живущую на востоке Эстонии. Хемь, хяме - другое название того же народа, который считал, что сеет (сиет) хлебное семя (хеме, русское слово хлеб имеет финское или древнехетское происхождение хе люб - любимое зерно). Это могли быть коми- зыряне (сиряне) - земледельцы, или маньси - оседлые лапландцы или саамы, земледельцы, землепашцы или точнее зерносевы. Еще в 12 веке они нападали на Глядень или Великий Устюг, т.е. жили значительно западнее нынешнего проживания. В Латвии их называли зимогола (симагола), а в Литве жемайты, жмудь так как там они выращивали ни сито, а жито. Естественно проживание в своей языковой среде внесло лингвистическое отличие в языках, но во времена Тацита это был один народ. Благодаря манси они могли получить название андрофаги и самоеды, так как на угрофинском языке существует еще и глагол си - есть, т.е. путешественники могли перевести слово маньси как людоеды. Позднее это название было перенесено на северные самодийские народы - ненцев, нгасанов. Поняв происхождение слова сидоны, можно объяснить этноним шведы.
Шведы - свеи, сивеи, живеи, сиведы - землепашцы с белыми волосами, выращивающие зерно.
Разное прочтение слова зерно нашло свое отражение в названии городов эстонского Силамяе - соломенная земля, где крышу кроют соломой (сила - хлебная трава), и финского Хиттола - хлебное место. Правда, специалисты утверждают, что это мышиная гора, не учитывая, что первично, так как буквальный перевод слова мышь - хииря - зерногрыз. Русское слово сено имеет ту же основу, т.е. буквально сено (синоу) - это трава без зерна. По фински сено - хейно, что подтверждает лингвистическую трансформацию с и х в словах имеющих одно значение.
А теперь посмотрим, какие народы этих мест знал готский историк Иордан. Он упоминает эстиев, тиудов, васинобронков, инаускаров , меренс, морденс, в которых, несмотря на искажения, вполне узнаваемые эстонцы, чудь, ижора, весь, меря и мордва, т.е. этнонимы уже дожившие до наших дней. Васинобронки(васиноберонки) - племя живущее по рекам(ва), земледельцы(си) - племя весь, у которого тотемный зверь -бер (медведь). Инаускары - возможно готский перевод племени ижоры, так как позднее они называли это племя инкери, ингермаландцы. Славян в это время в этих местах еще не было, как и карелов. Вот и в летописи Нестора карелов еще нет.

Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и уличей, и тиверцев.
Нестор поместил кривичей между чудью и мерью, именно там в это время должны были проживать карелы, которые после многочисленных войн с Литвой, Тевтонским орденом и после заключения Столбовского мира со шведами переселились вместе с ливами на северо-восток потеснив племена сету, хеми, хями, еми, ями, которые стали коми еще восточнее. А те в свою очередь потеснили племена хантов и манси до Урала.
Нестор приводит перечень народов, с которых собиралась дань: А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах.
А карелы в это время проживали гораздо южнее и назывались каривичи - кривичи.

Этносы Восточной Европы в IX в. по Г.В. Вернадскому.
Карта с сайта:
http://www.kulichki.com/~gumilev/maps/vgv181.html

Так что же означают эти этнонимы.
Основообразующим для этих народов был народ веси по фински Vessi -вода, т.е. народ живущий у воды. Поэтому неудивительно, что большинство названий северных водоемов был дан предками и потомками этого народа.
Васинобронки, васиноберонки - весь, у которого был тотемный зверь - бер, медведь. Именно это имел ввиду Иордан, используя этот этноним.
Русский перевод слова Весь дал новый народ Водь, что означал тот же самый народ. Значение слова суоми(финны)- шуоми-болото, т.е. люди живущие по болотам.
Меря-мяря-мари- народ живущий у моря или озера.
Старое финское название Ладожского Озера
Vennemere - русское море.
Paalamere - западное море, эстонское название Балтийского моря, поэтому Паланга - Палангар - западный город.
Это первое, что приходит в голову при попытке объяснения этого этнонима, но возможно и другое объяснение этого слова, если предположить, что Повольжье на языке веси звучало как Мара - земля возле Волги (Ра), а еще более точно
МеРа - среднее Поволжье.
Мурома - МоРаМа- мордва среднего Поволжья, или народ, который образовался в результате смешения народа меря и мордвы.
Мещера - можно перевести как левобережье среднего течения Волги. Известно, что шуя, шуица - левая рука.
Мордва - народ живущий на реке - существующая версия значения этнонима, но если учитывать правила образования этнонимов можно предположить, что это слово означает
ма-ра-да-ва - народ живущий на правых притоках Волги-Ра. (правая рука десница и это отражено в этнониме одной буквой д).
Население мордвы является в свою очередь неоднородным и состоит из мокши, эрьзи, мишарей, исчезнувших буртасов и может быть еще каких- нибудь, каратаев, терюхан и т.д.
Мокша - народ названный по названию реки Мокши -
Ма- ока -ша - левый (ша, шу) приток Оки.
Эрьзя - по мнению лингвистов изучающих мордовский язык, это слово означает кожевники, население занимающееся выделкой шкур, т.е. основное занятие городского населения. Не исключается и вариант отличия этнонимов по месту проживания мокша - мордва, живущая по берегам рек, эрьзя - по берегам озер, так как мордовское эрькхе означает озеро.
Эстии и финны, которые произошли от кведов говорили уже на другом языке, поэтому для народа и племен веси они были чужими, поэтому и назывались чудь.
Ижора - племя Веси, Води или Карелов живущее у реки Ижора, левого притока Невы.
Название реки Иж,ыж(коми,удм,вепс) - холодный должно быть достаточно популярным на севере.
Город Ижевск расположен на реке с таким названием.
На территории от Ладожского озера до Урала названия
Ижма и Ижна имеют несколько речек.
Типичное окончание ма в названиях рек означает, что река особенно в зимнее время используется в качестве дороги.
Слово Ор, ер, оер (коми,удм,вепс) - камень, камни,
как правило, добавляет характеристику дна или берега к названиям реки.
Ижора- иж ор - река с холодными камнями.
В определенное время имела финское название
Инкери(фин) - река с холодными камнями, т.е. все
Иньвы, Иньмы - холодные реки.
Слово иней, имеет ту же основу.
Названия Инема, Инега, Инегда, Инера, Инева означают холодные и могут терять одну букву, менять одну букву или получать одну букву оставляя в названии свое значение - холодный.
Потеря буквы в слове может быть связана с особенностями старо славянской письменности - пропуск гласных букв в словах.
Так произошло с названием
Нева - инева - холодная,
Неман - инема- холодная,
Нево - Инево - холодное - Старое название Ладожского Озера, приведенное летописцем Нестором.
Неро - главное озеро племени меря имеет тот же смысл,
что и ближайших сородичей племени Ижора-
Ин ер - холодные камни.
Интересно название реки Ленинградской области протекающей чуть южнее реки Ижора - реки с холодными камнями, Оредеж - Ор ед иж - что означает, не холодные камни. Озеро Селигер имеет те же составляющие в названии Сел -иж -ер - что означает светлые холодные камни. То что иг ранее был иж помнят названия рек Селижаровка и село Селижарово на озере Селигер. Одинаковую основу с озером Селигер имеют названия Сегеж -сег иж - светлый холодный,
Себеж - себ иж- светлый холодный, которые, повидимому, несут значение оттенков светлых тонов.
Эту основу имеет и русское слово Север, что в переводе с языка коми, удмуртов и вепсов означает прозрачный камень или лед, поэтому в названии Северный Ледовитый Океан используется одно и то же слово на разных языках.
На угро-финском языке слово ли - означает песок, т.е. ливы - это жители песчаных дюн.
Чтобы точно определить этноним карелы необходимо привести несколько принципов формирования угрофинских топонимов.
Для всех южных притоков на территории проживания угро-финнов используется характерные названия Юг,Уг,Уж. Если существует определение южных притоков, то должно существовать определение и северных. В качестве такого признака у угро-финнов (южных финнов) является слово Вой-север, т.е. для названий северных притоков в названии должны присутствовать Во,Ва,Вя как правило в начале. Направление на восток у угро-финнов определялось словом Кайны-восток. Можно предположить, что слог "ка" в названии рек обозначал реки текущие с востока на запад или с запада на восток, причем если КА стоит вначале названия река течет с востока на запад (Кама, Кастрома), а если с запада на восток то КА стоит сзади, т.е. река кончается на востоке. (Ока). Аналогично можно предположить, что использование в названии слога "ра" означает слово РЫТ - запад, причем если РА стоит вначале названия река течет с запада на восток (Рава, Равань, Ра), а если сзади с востока на запад (Воря, Угра) . В последних примерах возможно название указывает - с северо-запада, с юго-запада. По аналогии Калуга - юго-восточная, Ворка, Волконка, Вятка - северо-восточные.
В этой связи интересно рассмотреть происхождение названия великой русской реки Волги. До сих пор у нас нет однозначной трактовки. Для народы меря, ранее живших, и ныне живущих в верхнем течение этой реки она называлась Ра - река текущая с запада, а поэтому меря - это жители среднего течения реки Ра. Для мордвы это Рава - река, которая сначала текла с запада, а потом повернула на юг, т.е. потекла с севера (Ва, Вой -север). Для татар эта река имела название Булга - река с песчаными берегами текущая с севера (Буй, у них Буйсу -Печера, северная река) в устье которой есть город (гар). Но угро -финское население вернуло в это название свое обозначение севера (Вой) и эта река стала называться Волга - река с песчаными берегами, текущая с севера в устье которой имеется город. Ну и нижнее течение Волги в свое время называлась Итиль - река семи гуннских народов.
Старый этноним народа манси - вогулы, вогуры - северный народ, проживающий на Урале.
Если исходить из принципов формирования этнонимов по сторонам света, то каривичи, кривичи, карелы - это жители восточных районов. И действительно для финского и эстонского населения они всегда жили на востоке. Появление окончания л свидетельсвует о том, что раньше они были ливами или восточными ливами. И действительно нынешние карелы деляться на ливикот, савокот и людивикот, а сами себя называют карьяласет - восточные ливы, бывшие сеты.
Ливикот - бывшие жители песчаных дюн.
Савокот - живут по глинистым берегам или умеют обрабатывать глину и изготавливать кирпич.
Людивикот - карелы лютеранского вероисповедания.
Корсь, корши, курши, коржи - те же восточные каривичи, сету, ситу, переселившиеся в свое время на запад в район Куршской косы или наоборот.
Викинги называли землю веси Весармия, Бисармия, Бесармия, Биармия. В скандинавских рунах В и Б имеет одно значение, а руна и читается как ис. В исторических переводах христианских авторов звук с мог исчезать по религиозным соображениям. Существует еще одна версия этого скандинавского топонима. Бьерн на их языке - это медведь, и следовательно Бьермия может быть и страной медведей или страной, у жителей которой медведь тотемный зверь.
Интересно исследовать угро-финское значение слова медведь. На языке коми это слово звучит как гон дыр, кондыр - медведь. Известны названия северных городов, в честь этого зверя Кондопога, Кондолакша. Если исследовать этимологию этого слова, то его буквальный перевод гон(кон, кан) дир - длинношерстный. Можно предположить, что этот зверь был тотемным животным некоторых племен и по традиции всех народов, было опасно использовать прямое имя этого зверя, а всегда использовались его характерные отличительные черты. В частности русское слово подразумевало исключительную тягу медведей к меду. Известен еще один русский синоним слова медведь - косолапый. Старославянское слово бер - медведь также имеет угро-финское происхождение и означает охраняющий, оберегающий, стоящий позади, подкрадывающийся сзади. В русском языке это слово оставило такие слова как оберег, и оборотень( оберотень). У народа коми для сокрытия истинного имени медведя используется слово ош, которое имеет буквальное значение восхваляемый, почитаемый, почтенный. Это нашло свое отражение в историческом этнониме народа ханты ( канды) - оштяки, у которых до сих пор медведь - объект поклонения. Если вспомнить, что весной на Руси отмечался языческий праздник комоедицы - день пробуждения медведя, то этноним коми можно также отнести своим появлением к медведю, так как ком ед буквально означает босоногий, голоногий, тотемический синоним медведя. Можно привести еще одно русское слово, относящееся к имени медведя каргун - старик, или черноволосый, который дал название городу Каргополь.
В финском языке слово медведь также звучит как каргон, кархон.

Арабские источники упоминают об этих землях как о стране Арсавии, которая являлась составной частью северных земель наравне с Куявией и Славией.
Так как они не могли назвать эти земли Аравией, в названии был добавлен тюркский элемент "су" - вода, и Арсавия - это земля на которой проживает народ веси.
Еще в 18 веке народ веси - удмурты назывались арские люди.

А этноним удмурты - уд - мурты обозначает людей, которые живут у родников, или у источников питьевой воды (удины на их языке - означает пить). Раньше и ныне они обитали в верховьях реки Вятки, а еще раньше во времена гуннов в районе Курска и Орла (Орел - ор йел белые (молочные) камни на их языке) и назывались вятичи. А вятичи - это народ, который жил по рекам, и тюркские народы называли его суварами, а народ мордвы они называли арису, так как слова вода (ва) в этом этнониме стоит сзади. А в греческих источниках мордву иногда называли аорсы.
И все эти племена были автохтонным населением восточно - европейской равнины и до сих пор существуют, и слившись со славянами после 10 века получили название русского народа. Но названия практически всех рек и многих старых русских городов помнят, кто их так называл, начиная с Киева, Пскова, Москвы, Рязани, Твери, Ржева, Мценска, Серпухова, Тулы, Коломны и прочая, прочая, прочая.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован