Эксклюзив
01 октября 2014
2298

Василий Лекомцев: Медовый месяц Украины в Евросоюзе.

Злой тоской удручена к москалям ползет она.
И.А.Крылов.

Идея присоединения к ЕС стала доминантой во внешней политике Украины практически сразу с обретением независимости бывшей советской республикой без малого 20 лет назад. Еврооптимисты на Украине обычно любят ссылаться на крайне успешный, по их мнению, опыт присоединения соседней Польши к ЕC. Больше всего сторонников евроинтеграции на Украине воодушевляет сумма финансовой помощи, полученной Варшавой в рамках членства ЕС. Правда, при этом не говорится о фактическом банкротстве сельского хозяйства Польши, крайне высоком уровне безработицы, массовом оттоке трудоспособного населения из страны, явно второстепенном положении страны в ЕС.
Не принято среди украинских сторонников "евроинтеграции любой ценой" анализировать и весьма печальный опыт нахождения в ЕC бывших "братских советских республик" Прибалтики.
Киев решил искать свое счастье в Европе, отводя интеграционным проектам на постсоветском пространстве, в лучшем случае, роль вспомогательных.
Еще в ноябре 2010 года в ходе саммита Украина - ЕС в Брюсселе Украине был предоставлен План действий относительно введения безвизового режима для краткосрочных поездок граждан Украины в страны ЕС. Киев рассчитывает, что в дальнейшем безвизовый режим для граждан Украины будет существенно расширен. План действий предусматривает введение паспортов с биометрическими данными, усиление мер борьбы с нелегальной миграцией, усовершенствование управления границей, углубление международно-правового взаимодействия в сфере борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми.
Однако основной упор стороны сделали на ускоренное создание Зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕC. Киев выражал уверенность, что соглашение о создании ЗСТ будет подписано уже осенью 2011 года. Стороны собирались урегулировать основные разногласия в ходе прошедших в конце июня в Киеве 17-ого раунда переговоров. Среди основных тем переговоров: вопросы доступа на украинский рынок автомобилей и секонд-хэнд одежды, вывозных пошлин (включая вывозную пошлину на семена подсолнечника) и энергетики.
В качестве компенсации за отказ от присоединения к ТС Украине не предлагали ничего конкретного. Речь шла о неких гипотетических перспективах "присоединения к позитивным европейским трендам" и "переходном периоде". Стоит вспомнить, что "переходный период" в отношениях между ЕС и Турцией, подписавшей договор об ассоциации и создании ЗСТ тогда еще с ЕЭС 11 сентября 1963 года, длится уже 48 лет. Говоря образно, многодесятилетний союзник США и член НАТО Турция все так же находится даже не в предбаннике ЕС, а где-то рядом с ним, на улице, возле забора.
Прошел месяц пребывания Украины в ЕС в качестве ассоциированного члена. Итог. Обещанных кредитов нет. Количество гасторбайтеров или заробичан увеличилось с 4.5 млн. до 6 млн. чел., квоты на поставки сельхозпродукции- пшеницы, кукурузы, семечек не выбраны. Не выросло, или самими не хватает. Из 40 предприятий ВПК половина закрылись, а работники этих предприятий пополнили ряды ополченцев или добровольцев правого сектора. Единственный автомобильный завод в Запорожье выпустил с начала года по 8-10 машин Шевроле -Лацетти, Авео и Шанс и в июле месяце закрылся. Нет спроса в виду низкой покупательной способности населения. Закрылся Львовский автобусный завод. Общий спад производства оценивается на уровне 10%. Украина ввела санкции на поставку овощей, фруктов и сала в Россию. В свою очередь Россия ввела санкции на поставку алкогольной продукции из Украины. И теперь все, что производиться по этой части на Украине должно потребляться на ее территории. Прекратились поставки металла и коксующего угля из Украины в Россию. Проблема с нефтепродуктами на Украине - это тема отдельного рассмотрения. Существенной статьей экспорта Украины была электроэнергия. Посмотрим, как на Украине стало с ее производством.
Боевые действия на Донбассе и возникший вследствие этого дефицит угля привел к веерным отключениям электроэнергии по всей Украине. И если в Киеве ограничения в поставках электроэнергии коснулись лишь промышленных предприятий, то в регионах отключения коснулись и населения. Эксперты уверяют, что если Украине не удастся возобновить добычу угля или договориться о поставках "черного золота" за рубежом, то в зимний период коллапс в энергосистеме страны неизбежен. В таком случае без света будет сидеть вся страна.





Ни угля, ни света
Во вторник, 24 сентября, компания "Укрэнерго", управляющая энергосистемой Украины, сообщила о введении графика отключений электроэнергии по всей стране. В том числе - в Киеве. Как уточняли в "Киевэнерго", отключения должны были коснуться промышленных предприятий и тех организаций, которые не относятся к сфере жизнеобеспечения и жилого фонда. При этом в "Киевэнерго" гарантировали, что отключение от электроэнергии потребителей будет происходить не более чем на два часа в сутки, однако на деле в некоторых районах потребителям отключали свет на дольше, да еще и по несколько раз в сутки. В компании пояснили, что вынуждены отключать потребителей на определенных участках сетей в моменты пиковой перегрузки, которые случаются не только утром и вечером, но и в течение дня. Из-за этого работа некоторых предприятий была фактически парализована.

Впрочем, в регионах Украины ситуация еще хуже - там отключения электроэнергии коснулись и населения.

Причиной введения графика веерных отключений стала нехватка угля на складах тепловых электростанций. Дело в том, что около 47% электроэнергии, вырабатываемой в Украине, генерируют атомные электростанции, остальную часть производят ТЭС путем сжигания газа и угля, а также гидроэлектростанции и "зеленая" энергетика. Нехватка газа и остановка 80% шахт привели к дефициту энергоносителей и, как следствие, электроэнергии.

Из-за боевых действий на Донбассе, ранее обеспечивавшем потребности страны в угле, его добыча существенно сократилась. Кроме того, из-за непрекращающихся обстрелов, а также разрушения железнодорожных путей, усложнилась ситуация и с доставкой угля из восточных регионов.
Из 93 шахт на Донбассе работают только 24. Также существует немало инфраструктурных проблем, связанных с доставкой угля. В частности - разрушения железнодорожного сообщения на Донбассе,
- говорит директор энергетических программ центра мировой экономики и международных отношений НАН Валентин Землянский.
По его словам, на начало сентября запасов угля на складах оставалось порядка 2 млн тонн, при том, что обычно Украина входила в отопительный сезон с вдвое большими запасами. Всего же, для прохождения зимы стране необходимо около 25 млн тонн угля.

Эксперты предупреждают: в случае, если Украина не сможет найти необходимое количество угля, отключения электроэнергии в зимний период будут куда более масштабными.

Если стране не удастся найти уголь, то веерные отключения, в зависимости от температуры за окном, могут быть намного масштабнее. Когда на улице минус 10, потребляется один объем электроэнергии, когда минус 15 - другой. Поэтому если будут сильные морозы, дефицит электроэнергии будет колоссальный. Промышленность нужно будет останавливать, а о заводах, которые потребляют электричество, вообще можно будет забыть,
- уверяет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.






Проблемы импорта
Из-за сложившейся ситуации, Украине впервые за долгий период придется импортировать уголь. По оценкам экспертов, в сложившейся ситуации, чтобы избежать массовых отключений электроэнергии Украине необходимо импортировать не менее 5 млн тонн угля только до конца текущего года. При этом, судя по всему, единственным реальным вариантом является импорт "черного золота" из Российской Федерации. Ведь уголь, использующийся в Европе, просто не подходит для отечественных электростанций, а импорт угля из Австралии и Африки, планировавшийся ранее украинским правительством, трудно осуществим технически. Несмотря на достаточно крупные украинские порты, их перевалочные мощности рассчитаны в основном на загрузку. Поэтому поставить в Украину необходимое стране количество угля посредством морских перевозок также не удастся. К тому же, стоимость твердого топлива из дальних стран дороже российского угля на 20-30%, в том числе, из-за высоких логистических затрат.

Закупать уголь будет дешевле в России. Во-первых, там себестоимость добычи ниже, чем в Австралии, во-вторых, логистика проще. Себестоимость добычи тонны угля в РФ в прошлом году была на уровне 33-35 долл., с доставкой и другими затратами его цена составляет около 60 долл./тонна. А уголь, который приезжает в наши порты стоит 95 долл./тонна. Несмотря на небольшие отличия в калорийности российского и австралийского угля, топливо из РФ все равно минимум на 20-25 долл. дешевле. К тому же, по оценкам специалистов портовой отрасли, больше 3 млн тонн наш морской транспорт перевалить не сможет,
- утверждает Марунич.

По его словам, также существует вариант с покупкой самой электроэнергии в России, к чему Украина уже прибегала еще в 2012 году, когда в стране ударили сильные морозы.

Кроме как у России, купить электричество невозможно ни у кого. Белоруссия и Молдавия у нас сами покупают, а приобрести электроэнергию у Европы у нас не получится, так как мы изолированы от европейской энергосистемы. Наша энергосистема работает параллельно с российской, поэтому теоретически можно было бы покупать электричество в РФ,
- считает Марунич.
Эта задача требует решения на высшем политическом уровне. Однако нам следует понять, что лучше договориться о поставках угля или электроэнергии сейчас, чем потом вдруг очутиться в каменном веке,
- добавляет эксперт.

По мнению Землянского, если украинским властям удастся договориться о поставках угля из-за рубежа, а также наладить внутреннюю добычу и обеспечить ее доставку, то риски массовых отключений электроэнергии зимой можно существенно снизить.
24 работающих шахты - это не мало. Вопрос только в решении инфраструктурных проблем и восстановлении железнодорожного сообщения. Если Украина закупит заявленные объемы угля и наладит добычу в работающих шахтах, ситуация будет намного менее критична. Не факт, что веерных отключений удастся избежать совсем, то минимизировать их количество - вполне возможно,
- отметил эксперт.
Ну и в заключении хочется процитировать еще одну строчку из всем известной басни Крылова " И до вешних только дней накорми и обогрей...>>, а дальше уже им Евросоюз точно поможет, примет еще больше гасторбайтеров или заробичан, пришлет свои автомобили на продажу и свой сэконд- хэнд, закупит весь урожай пшеницы, кукурузы и семечек, если они вырастут, и электричество в неограниченных количествах, если оно на Украине еще останется. И это все, что нужно Евросоюзу от Украины. И еще транзит газа. И это у Украины станет основной статьей дохода в Евросоюзе, если она подымет на это цены. А вот членство в Евросоюзе не позволит ей сделать это. Европиндостан всё правильно рассчитал.

В.А. Лекомцев.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован