21 июня 2009
2300

Тихомиров А.В. Разгосударствление учреждений социальной сферы без приватизации закрепленного за ними имущества //Бизнес, менеджмент и право. - 2009. - N 3. - С.94-95.

В настоящее время социальная сфера представляет собой социалистический анклав в капиталистическом окружении. Бюджетные учреждения социальной сферы не относятся к механизму государства, не будучи соответствующими органами, но и не являются хозяйствующими субъектами, оставаясь в системе административного подчинения и бюджетного нормирования, свойственной механизму государства.

Проблема приватизации является, очевидно, одной из главных причин торможения реформы социальной сферы. С идеей приватизации неизбежно связана реорганизация государственных и муниципальных учреждений социальной сферы в существующем виде.

Утрата с реорганизацией бюджетных учреждений имущественной базы социального назначения чревата потерей цельности и единства, т. е. отраслевой системности социальной сферы на фоне непредсказуемого последующего передела собственности, как показал опыт приватизации в реальном секторе экономики.

Следовательно, необходима реорганизация бюджетных учреждений социальной сферы без приватизации государственного и муниципального имущества и связанной с этим потери отраслевой управляемости.

Такая реорганизация учреждений социальной сферы возможна через разделение судьбы субъекта и объекта, в результате чего они подвергаются преобразованию в частные организации (партикуляризации), а прежде закрепленное за ними имущество остается в публичной собственности, не подвергаясь и не меняя свое назначение, становясь обособленными объектами социальной сферы (рис. 1). Предварительное изъятье имущество учреждений допускает п. 2 ст. 296 ГК РФ.

Партикуляризация учреждений социальной сферы является таким их преобразованием в формы частных организаций, которая связана с наделением их неимущественными объектами в натуре (включая недвижимость и особо ценное оборудование, аппаратуру и т. п.), а лишь денежными суммами на формирование уставного капитала, на основе чего им в последующем предстоит самостоятельно наращивать оборотные капиталы и накапливать имущество от доходов.

В результате партикуляризации государственных и муниципальных учреждений социальной сферы образуются частные организации различных организационно-правовых форм, в отношении которых прежний собственник (государство или муниципальное образование) никакими прежними обязанностями (содержать, обеспечивать, снабжать и т. д.) не связан - они предоставлены сами себе (управленческому мастерству руководителей, выработанной ими стратегии и тактике функционирования и развития, маркетинговой обстановке и т. д.). В качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов партикуляризованные учреждения здравоохранения в разных новых формах ничем не отличаются от изначально частных организаций в социальной сфере.

Реорганизация одного государственного или муниципального учреждения социальной сферы неизбежно повлечет образование нескольких частных организаций. Организации, образовавшиеся в порядке партикуляризации бюджетных учреждений, смогут занимать меньшие площади, чем прежде - учреждения социальной сферы, исходя из соображений рентабельности.

Тем самым партикуляризация учреждений социальной сферы ведет не только к единообразию частной принадлежности и организационно-правовому полиморфизму субъектов соответствующей деятельности, но и к специализации, сосредоточению этой деятельности в рамках, предусмотренных их уставами.

Государственное или муниципальное имущество, до партикуляризации принадлежавшее учреждениям социальной сферы на праве оперативного управления, в результате ее проведения становится нераспределенным имуществом казны.

Это имущество (недвижимость и особо ценное оборудование) предназначено для использования в качестве объектов социальной сферы. Соблюдением такого назначения является передача этих объектов в аренду хозяйствующим субъектам - равно образованным в результате партикуляризации бюджетных учреждений социальной сферы и изначально частным.

Будучи публичной собственностью, такое имущество может передаваться в аренду специализированными управляющими организациями, уполномоченными участвовать в имущественных отношениях от имени собственника.

Такое имущество становится средством удовлетворения потребностей субъектов медико-социальной деятельности (в медикаментах, медицинских газах, расходных материалах и т.д.) и потребителей, получающих сопутствующие услуги (размещения, общественного питания, доставки и т. д.).

Таким образом, разделяется судьба субъекта (реорганизуемого бюджетного учреждения социальной сферы) и объекта (принадлежащего ему имущества) (1, 2). А объект социальной сферы со всей инфраструктурой не выбывает из публичной собственности и сохраняет свое назначение, становясь доступен для использования по этому назначению хозяйствующими субъектами, осуществляющими соответствующую деятельность в социальной сфере.
____________________________

1.Лозовский А. В., Тихомиров А. В. Способы совершенствования хозяйственного положения учреждений здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. - 2004. - N 5. - С. 28-30.
2Стародубов В. И., Тихомиров А. В. Пореформенные перспективы муниципальных органов управления здравоохранением // Главный врач: хозяйство и право. - 2006. - N 2. - С. 19-25.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован