Эксклюзив
Роща Сергей Алексеевич
08 февраля 2013
101809

Школьная технология. Интервью с дальневосточным учителем

Богатство нашей необъятной России должно прирастать не только её природными ресурсами. Мировой исторический опыт показывает, что благополучие многих развитых стран закладывалось упорством и уникальным мастерством их народов-тружеников. Например, небольшая своими территориальными размерами Голландия. Жители этой страны веками отвоёвывали у моря всё новые территории, и как результат, теперь благоденствуют плодами сельскохозяйственного производства. Цветы. Вековым законодателем приоритетов в точной металлообработке стоит Швейцария. Часы. Не обладающая большими природными богатствами, Япония стала одним из мировых лидеров в разработке и применении передовых технологий. Автомобили. Этот перечень можно продолжить, и всегда в таких случаях дело решают люди, их компетентность и профессионализм. Сегодня, как никогда, России нужны исполнители высочайшего уровня из числа молодых граждан Российской Федерации! А что мы имеем? На первый взгляд сразу бросается начальная стадия картины маслом: сидим на трубе, всю работу делают иностранные рабочие. Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. А первые ростки такой деятельности закладываются в общеобразовательной школе. Наш гость, учитель технологии хабаровской школы N 68 Роща Сергей Алексеевич. О.Г. Сергей Алексеевич, здравствуйте! Поздравляю с Днём рождения! Вы перешагнули полувековой рубеж и уже отсчитали один год. С.А. Спасибо за поздравление! Да, повезло, прожил 51 год. О.Г. Как правильно теперь следует называть занимаемые должности военного пенсионера? С.А. Учитель технологии, учитель истории, обществознания, экономики и права, учитель шахмат начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы (МБОУ СОШ) N 68 города Хабаровска, бывший начальник службы информации и общественных связей Краснознамённого Дальневосточного объединения Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа, подполковник запаса. О.Г. В чём же главная задача предмета технологии? С.А. Прежде всего, рассказать школьникам о тех рабочих профессиях, которые есть в мировой практике, а также на основе школьной материально-технической базы дать практические навыки профессиональной деятельности. О.Г. Понятно. Но ближе к теме разговора. Как объясняете детям значение в их жизни школьного предмета "технология"? С.А. Предмет "технология" - это их спасательный круг, и если они не будут качественно его изучать, то получат "камень на шею для Му-Му". Кстати, когда мы всей семьёй бываем в Москве, то всегда обедаем в кафе "Му-Му", метро "Баррикадная" возле зоопарка. Для Михаила Задорнова готовый прикол о собаке и корове, одним словом Му-Му. Ну, а если говорить серьёзно, то никто не знает, что будет с каждым после окончания школы. Есть свой пример поучительный. В 1979 году после окончания школы не поступил, тогда не было ЕГЭ. Вступительные экзамены надо было сдавать как письменно, так и устно, то есть надо лично, с паспортом и знаниями приходить на экзамен. Здоровье подвело, и как итог пошёл работать к родителям на завод. В заводском учебном комбинате научили токарному делу, через полгода сдал на четвёртый разряд, потом освоил столярное дело, и сварочное, тоже четвёртые разряды. Рабочую закалку получил хорошую. В моём военном дипломе записано гражданское образование "учитель истории и обществоведения", но с технологией справляюсь. Станки те же, что и 34 года тому назад. Да, ещё немаловажный факт, в дипломе только пятёрки, были бы тройки и четвёрки вряд ли бы взяли в школу учителем. О.Г. Как получилось, что сменили профиль преподавания? С.А. А я и не менял, просто история и обществознание перешли в ранг частной практики, но только с учениками других школ. Оказалось, что историки в школе есть, а вот технологию вести некому. Партия сказала надо, директор школы Светлана Валентиновна Филатова месяц уговаривала, и уговорила. Я согласился. Вник в суть дела и сразу понял, что для детей предмет "технология" - это своеобразный полигон для практического применения полученных школьных знаний. Даже научную работу принялся писать "Практическое применение полученных школьных знаний по предметам обучения в технологическом процессе изготовления изделий из древесины, металла и других материалов". Среди обучаемых детей только мальчишки, будущие защитники Родины. Учебники мне нравятся, текст поучительный, да и оформление красивое, под редакцией В.Д. Симоненко. По закону учебники должны выдаваться бесплатно, только вот в школьной библиотеке их нет, да и в продаже тоже. В нашей школе только пятых классов пять, где в среднем 18 мальчишек. И ещё, мне нравится, что в каждом классе есть свой профиль, например восьмые классы, получают навыки в электротехнике, шестые работают на деревообрабатывающем станке. А вот в девятом классе технологии нет, а там радиотехника. Учебник есть, а занятий не предусмотрено, идёт замена на другой профиль. Всё законно. Из трёх десятых классов только в одном есть технология, также и в одиннадцатом. По выбранному профилю. Теперь часто вспоминаю свои школьные годы, учебный комбинат при "Черниговском радиоприборном заводе", "Хабаровский радиотехнический завод" и стараюсь работать качественно, учителем технологии, с 14 января 2013 года. О.Г. Что запомнилось из школьных лет? С.А. В памяти засело одно событие, весна 1975 года. Я учился в школе N 9 города Чернигова, в шестом классе, труды у нас вёл участник Сталинградской битвы Коломиец Григорий Семёнович, всё было понятно. Главное это разметка заготовки, не будет её, не будет изделия. Так вот, определил он меня защищать честь школы на городских соревнованиях. Всё происходило в школе N 8. Весь процесс занял почти три часа - каждый делал табуретку, потом завесы для двери по слесарному делу. Я занял второе место. Для меня тогда "серебро" не было каким-то значимым событием, надо, значит надо, и постарался. Но Григорий Семёнович радовался со слезами на глазах. Теперь я его понимаю, когда сам стал учителем технологии. А тогда главными приоритетами были футбол, шахматы, гребля на каноэ и байдарке, лыжи, и пятёрки по всем предметам обучения. За годы учительской деятельности понял одно, что быть учителем легко, когда ты сам учился на пятёрки, и если это так, то детям от твоей деятельности польза будет обязательно. При другом раскладе в учителя, а тем более в систему образования лучше не соваться. Кто учился на пятёрки, никогда не будут списывать, заниматься подлогом и так далее. Отрицательных примеров вокруг много! Профессионализм учителя закладывается в школьные годы, хотя я сам тогда и не помышлял, что когда-нибудь стану учителем, тем более на Дальнем Востоке. Жизнь - это не сиюминутное достижение успеха, а марафон, и когда придёт твой золотой успех и в какой деятельности, никто не знает. У меня в жизни громких побед не было, просто все свои обязанности я всегда выполнял добросовестно и качественно. О.Г. Есть ли своя методика в технологии, как, например, в преподавании истории и обществознания? С.А. Да, есть. Подумал и придумал. Для достижения успеха в обучении детей учителю разрешается проявлять творчество. Схема её проста: знания - умения - навыки. Состоит из трёх частей, как у Михаила Задорнова. Первая лекция, то есть даю теоретические знания. Вторая - проповедь, сюда входит индивидуальная работа с каждым, и третья для тех, кто не понял первые две части. Если брать конкретно, то каждый урок оценивается по трём направлениям. Первое - это технологическая дисциплина. Критерий оценки состоит из двух частей "отлично" и "два". Главное здесь сидеть на уроке тихо и не мешать. Помните у Михаила Булгакова, "Собачье сердце". Я постоянно привожу детям слова профессора Преображенского к Шарикову, "зарубите себе на носу, что вы должны молчать и слушать, молчать и слушать", чтобы быть хоть сколько-нибудь пригодными для нашего общества. Три замечания за нарушения дисциплины и получают двойки, один за три замечания, могут быть вдвоём или трое, каждый по одному, но в сумме три замечания. На следующий урок "эти отличники" учат наизусть весь параграф, и получают оценку за теорию, от "двойки" до "пятёрки". Таким образом, второе - это технологическая теория. Здесь оценки выставляются по пяти бальной системе. Будет двойка, и нет допуска к практической работе. Итак, третье - это технологическая практика. Здесь в основном работа на станках. В нашей мастерской два СТД-120М и четыре ТВ-6, ещё сверлильный станок и два фрезерных. Ещё, при выставлении оценок за четверть, например в восьмом классе, я буду учитывать оценки за четверть по таким предметам, как черчение, рисование и физика. С теорией понятно, средний балл. А вот с практикой получается следующее, игровая ролевая деятельность. Например, в токарной деревообработке. Назначаются два бригадира, которые набирают себе работников. И начинается социалистическое соревнование по изготовлению изделия 170 мм в длине и диаметром 30 мм. Первые номера выбирают пиломатериал, делают разметку и торцевание, то есть отрезают ножовкой по тем линиям, что разметили угольником. Вторые номера отмечают центры, чертят окружности, сверлят отверстия для центра задней бабки и делают пропилы для трезубца. Третьи номера обрабатывают заготовку рубанком из четырёхгранника к восьмиграннику, ближе к окружности. Четвёртые номера обрабатывают на деревообрабатывающем станке стамесками, черновая и чистовая. Бригадир, он пятый, берёт готовую деталь, проверяет её и представляет учителю. Секундомер останавливается. Так вот, в нашем случае бригадиры стараются взять в свою команду не друзей закадычных, а лучших специалистов, чтобы не проиграть. В жизни, к сожалению, всё наоборот, корпоративная этика, однако. Было бы желание учить детей, а придумать как, не вопрос. О.Г. Поведение детей не всегда