Эксклюзив
Чернышов Михаил Михайлович
02 марта 2020
171

Об автомобильных дорогах в России

 

 

Дороги в России – вторая « беда» нашего народа.  Но прежде чем перейти к рассмотрению этой беды и причин ее вызывающих,  сделаю некоторое отступление.

Анализ состояния и строительства дорог в России проведу с помощью метода, изложенного с использованием теоретического наследия нашего соотечественника Александра Васильевича Суворова, его знаменитого труда «Наука побеждать. Но только материальные средства вооруженной борьбы (холодное оружие, огнестрельное оружие и т.д.) в таблице заменены на строительные материалы, используемые при строительстве дорог, приложении 1. 

  1. Цель строительства дороги.

В конце 2019 года слушал очень короткое интервью Министра транспорта России, в котором он изложил свое видение выполнения Подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)".

За время действия подпрограммы, как он сказал, все дороги в России покроют новым асфальтом. Правильно же следовало сказать, что за время действия подпрограммы средняя скорость движения транспорта по федеральным дорогам увеличится, например, на 5 км в час.

Увеличение (обеспечение) средней скорости движения на … км в час  является целью, включающей другие частные цели, смотри приложение 1.

В ноябре 2007 г. был принят Федеральный закон N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации …». В нем даже  нет правильной классификации автомобильных дорог.

Классификация начинается с ведомственной принадлежности. Начинать же классификацию следовало с предмета, то есть категорий автомобильных дорог (первая, вторая, третья, четвертая и пятая), а потом дать понятную расшифровку содержания этих понятий в виде основных характеристик таких дорог. В последующем указать категории дорог, которые относятся к дорогам федерального, регионального и местного значения.

Приведу пункт 11.2. Технического регламента таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»: 11.2. при проектировании автомобильных дорог необходимо обеспечивать:

а) безопасное и бесперебойное движение транспортных средств установленных габаритных размеров и весовых параметров с разрешенными скоростями движения …».

Разработчики технического регламента на первое место поставили «с разрешенными скоростями движения», что является правильным. Известно, что многие технические регламенты разрабатываются с использованием технических регламентов Европейского Союза, где это понимают.

Указанное говорит о методологической безграмотности разработчиков проекта закона, а готовило проект Министерство транспорта РФ.

О полотне и покрытия дороги, второй столбец таблицы приложения.

Технология строительства дорог в России не разработана. Есть технологические карты, но они еще советских времен.

А вот автобаны (38% дорог) в Германии имеют бетонное покрытие со сроком службы 30 лет.

Делается подушка из песка и гравия, укладывается один слой асфальта в качестве гидроизоляции, а потом вяжется арматура, которая заливается песчано-цементным раствором в форму с проушинами. Проушины делаются для того, чтобы через 30 лет поднять плиту, а на ее место залить новую.

В Китае еще в 1998 году отработали свою технологию. На подготовленную подушку вяжется арматура, которая также заливается бетоном, а потом укладывается три слоя асфальта. Гарантированный срок службы такой дороги составляет 15 лет.

При этом в Китае строят дороги по две полосы в каждую  сторону с темпом 750 метров в сутки. Дорогу, протяженностью 100 км в Китае строят не больше 150 дней. Для производства цемента используются передвижные цементные заводы.

Российские же дороги при отсутствии железобетонного основания  «плывут» в распутицу.

Об использовании пространства при строительстве дорог.

Сколько людей у нас погибло и гибнет ежегодно из-за преступного отношения наших чиновников к использованию пространства при строительстве дорог: развязки на разном уровне, пешеходные переходы в зависимости от категорий дорог, ограждения в населенных пунктах и т.д.

В древнем Риме строили дороги лучше, чем в России: виадуки, тоннели, минимальные углы подъема и спуска для гужевого транспорта. 

Иногда скалывается впечатление, что наши чиновники или нигде не учились, или поверили в свою безнаказанность. На самом же деле - это профессиональная некомпетентность.

4. Время – четвертый столбец таблицы.

Во втором, третьем и четвертом столбцах таблицы для анализа использованы основные методологические категории философии. Категория времени является необратимой. Считаю, что скорость движения транспорта по автомобильным дорогам  является не только основным критерием качества дороги, но и одним из показателей эффективности работы экономики. И самое главное заключается в том, что Россия при нынешнем руководстве страны потеряла слишком много времени на строительство дорог и продолжает терять.

5. Об управлении.

Считаю, что управление при строительстве дорог со стороны Министерства транспорта России отсутствует.

Первым и основным этапом такого управления является разработка технологии строительства дорог разных категорий и нормативной правовой базы.

Проектно-сметные нормативы были опубликованы только в январе 2014 года.  

Нашел в Интернете информацию о стоимости  одного километра автострады в четыре полосы (в млн. долларов): Китай – 2,9; Бразилия – 3,6; Россия – 13. Таким образом, в России строятся дороги дороже, чем в Китае, более чем в четыре раза. Но в Китае и качество дорог совершенно другое, они не будут их ремонтировать через 3-4 года. Таким образом, разница в цене возрастет еще больше.

 Сколько же дорог можно было уже построить за такие деньги  до 2014 года?

Представляется, что и сейчас по национальному проекту "Автомобильные дороги" цены не меньше, а может быть и больше. Недавно объявлен тендер (февраль 2020 года) на строительство дороги от города Краснодара до крымского моста (хутор Белый в Темрюкском районе)  стоимостью 100 млрд. рублей, при протяженности 119 км. Если перевести в доллары, то это получится около 13 млн. долларов за один км.

Надо пригласить китайцев, они к осени 2020 года построят эту дорогу по цене в 4 раза дешевле, да и научат наши чиновников строить дороги. А какая будет экономия в последующем при сдаче такой дороги на 2 или даже 3 года раньше срока.

6. О моральном состоянии нашего народа.

Мне представляется, что моральное состояние народа наше Правительство не интересует?

Таблица

Основные показатели метода системного подхода при исследовании вопроса строительства дорог

МЕРА

 

Цель строительства дороги

Материя (Строительные материалы)

 

Пространство

 

Время

 

Управление

Моральное состояние общества

Обеспечение средней скорости движения о до_ км в час.

Устройство твердого покрытия дороги.

Многополосное движениеи

Двухуровневые развязки,  переходы, ограждения

Бетонное покрытие с соблюдением требований к полотну дороги

Асфальтовое покрытие с соблюдением требований к полотну дороги

Гравийное покрытие с соблюдением требований к полотну дороги

Грунтовое покрытие с соблюдением требований к полотну дороги

Одномерное  (длина)  с одноуровневыми перекрестками

Двухмерное (длина и ширина) с двухуровневыми переходами и развязками

Трехмерное (длина, ширина и высота)

Многомерное

Эксплуатация дороги до капитального ремонта 25-30 лет

Эксплуатация дороги до капитального ремонта 10-15 лет.

Эксплуатация дороги до капитального ремонта 3-4 года.

Эксплуатация дороги в сухой сезон и зимой

Методологически грамотный грамотный

руководитель

Методологически безграбезграмотный

руководитель

 

 

Высокое

Среднее

Низкое

Паническое

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован