22 декабря 2004
4680

М.П. Карпенко: `Технологии компьютерного обучения в СГУ`

Проект доклада на конференции в Нижнем Новгороде.


Одна из основных концепций Современного Гуманитарного Универси-тета - индивидуальный подход к обучению студентов. Очень эффективным способом решения этого подхода является использование компьютерной тех-ники и новейших достижений в области информационных технологий в учеб-ном процессе.
Используемые в СГУ технологии компьютерного обучения предостав-ляют инициативу в обучении самому студенту - он сам выбирает график своих занятий в компьютерном классе, сам проходит тестирование. Компьютер же выступает в роли преподавателя - дает необходимый теоретический материал, проверяет степень его усвоения студентом и отправляет результаты в систему `Луч`.
В настоящее время в процесс компьютерного обучения в СГУ входят учебные компьютерные занятия трех типов, являющиеся оригинальной разра-боткой СГУ:
· лабораторные компьютерные занятия по информатике;
· компьютерные занятия для индивидуальной самостоятельной работы сту-дентов по всем дисциплинам учебной программы;
· профессиональные компьютерные занятия по направлению `Информатика и Вычислительная Техника`.
Для обеспечения проведения лабораторных работ и профессиональных компьютерных занятий по информатике разработано компьютерных занятий в количестве, из расчета: 15 занятий на одного студента в семестр. Лабораторные и комьютерные занятия позволяют студентам приобрести навыки работы с со-временными операционными системами, текстовыми редакторами, электрон-ными таблицами, программами управления базами данных, а также овладеть знаниями в области издательских систем, сетевых технологий и технологий Internet.
Самостоятельные компьютерные занятия построены на основе разрабо-танных в НИИ КО оригинальных обучающих компьютерных программ: супер-тьюторов , профтьюторов , комплеев.
Все эти программы решают различные дидактические задачи, обладают удобным и унифицированным интерфейсом, позволяющим студенту не тратить время на привыкание к управлению программой при переходе от изучения од-ной дисциплины к другой, включают большой объем проверочных заданий.
Технология создания обучающих компьютерных программ, супертью-торов, построена на базе разработанного в НИИ КО средства: Computer Based Traning - обучение на базе компьютера (СВТ). Использование этого средства позволило наладить массовое производство обучающих программ. Еженедель-но производится 2-3 супертьютора по технологии CBT.
Все супертьюторы функционируют в следующих режимах:
`Курс` - ознакомление с теоретическим материалом.
`Тренинг` - интерактивная система для закрепления, пройденного ма-териала.
`Тест` - интерактивная система для оценки знаний, полученных студен-том при прохождении первых двух этапов. Все задания для тестирования выби-раются самой программой в произвольном порядке, количество заданий для тестирования может устанавливать преподаватель с помощью администратора индивидуально для каждого студента.
За счет использования различных приемов подачи заданий не создается впечатление утомительного однообразия при работе, так как задания формули-руются 16-ю различными способами.
Для всех программ, изготовленных технологии СВТ предусмотрено три варианта работы: индивидуально на домашнем компьютере, централизованно как в несетевом компьютерном классе, так и в сетевом компьютерном классе.
Профтьюторы - это компьютерные программы используемые в профес-сиональной деятельности. Обучение работе с такой программой проводится по методическому пособию, разработанному в СГУ, в котором определяется объ-ем работы студента, конкретные задачи и время их выполнения. Профтьюторы применяются для небольших программ, которые могут быть установлены в компьютерных классах. СГУ заключило договор на производство профтьюто-ров с одной из ведущих фирм по производству обучающих программ - `Юни-ар`.
В связи со стремительным развитием информационных технологий по-является значительное количество сложного, громоздкого и дорогостоящего ПО, для установки которого требуется серьезное наращивание дискового про-странства, что соответственно ведет к значительным финансовым затратам. Для решения этой проблемы в СГУ разработана методика, по которой совместно с одной из ведущих фирм по созданию обучающих программ - `Multimedia Technologies` - создаются И-тьюторы - программы, имитирующие работу сту-дентов с прикладными информационно-консультационными программными системами (бухгалтерский аудит, правовые системы и т.п.). На сегодняшний день изготовлено 19 И-тьюторов, которые будут внедрены в учебный процесс с весны 2000 года.
Комплеи - компьютерные программы, выполненные в форме деловых игр. Обучение работе с программой проводится также по методическому посо-бию, разработанному в СГУ.
Для расширения дидактических возможностей компьютерного обучения в СГУ ведется разработка Р-тьюторов, представляющих собой исследователь-ские программы по темам дисциплины, развивающее у студентов умение про-водить анализ и исследование по определенной проблеме.
Компьютерные занятия проходят в компьютерных классах, которые спланированы таким образом, что рабочее место каждого студента представля-ет собой `мини-кабинет`, что увеличивает степень самостоятельности выпол-нения заданий и повышает усвояемость материала.
Управление работой компьютеров - сетевых станций осуществляется с основного компьютера - сервера, на котором установлены обучающие про-граммы. Все программы защищены от несанкционированного доступа студен-тов. Настройку, изменение и добавление программ может осуществлять только системный администратор сервера. Администрирование (фиксация работы ка-ждого студента) осуществляется при помощи системы закупленной у фирмы IBM Personal Learning System и модифицированной нашими специалистами для нужд СГУ. Сейчас идет апробация этой системы для массового внедрения в филиалах СГУ.
Разработанное программное обеспечение вместе с инструкциями по ра-боте и привязкой к учебному плану записывается на лазерные диски, комплек-туется и рассылается по филиалам. Комплекты состоят из 2-х CD с собствен-ным программным обеспечением и 4-х CD дисков с лицензионными програм-мами. В филиалах СГИ не используют пиратских копий, на все программы за-куплены лицензии.
Кроме того, совместно с Учебным департаментом СГУ отрабатываются методические аспекты проведения других возможных типов занятий, например активных семинаров с использованием технологии Интернет.

Карпенко М.П,
Лукьянов С.П.,
Касаткин К.В.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован