12 октября 2006
8175

М.П.Карпенко: Образование требует перемен

ОДНИМ из крупнейших российских вузов сегодня стала Современная гуманитарная академия. Всего за полтора десятка лет СГА достигла размеров мегауниверситета. В 800 учебных центрах в России и СНГ учатся более 170 тысяч студентов академии из 15 стран мира. Накоплен колоссальный опыт применения информационно-коммуникационных образовательных технологий в области дистанционного обучения.
В эти дни основателю и ректору СГА М.П.Карпенко исполняется 70 лет. В канун юбилея мы встретились с Михаилом Петровичем и попросили его высказаться по актуальным проблемам российского образования.

- Михаил Петрович, как Вы могли бы охарактеризовать нынешнюю ситуацию в высшей школе на постсоветском пространстве?
- Поначалу все системы высшего образования на постсоветском пространстве были очень похожи. Но ситуация изменилась. Каждая страна пошла собственным путем. Где-то система образования стала страшно коррумпированной. Настолько, что при поступлении в вузы взятки идут на самый верх, вплоть до министра образования. В других странах сложилась более разумная ситуация. Например, в Казахстане за образец была взята западная модель. Здесь человек, получив степени бакалавра, магистра и доктора философии, уже в 26-27 лет начинает исследовательскую работу. В то время как российская система образования позволяет стать доктором наук примерно к 60 годам. А когда же работать в науке? Наше консервативное следование советским традициям в их ухудшенном варианте приводит к тому, что высшая школа России стоит на пороге кризисной ситуации. Мы как были заворожены тезисом о том, что наше образование лучшее в мире, так и пребываем в этой уверенности. А необходимы срочные реформы в духе, сформулированном на петербургском саммите "восьмерки".

- Наметился ли прогресс в практическом использовании инновационных образовательных технологий?
- Прогресс этот происходит в основном на словах. Мы ловко рапортуем. Но об использовании инновационных технологий надо судить не по тому, какое количество компьютеров стоит в классах, а по расписанию занятий, проходящих в инновационных средах. Нужны коренные изменения. Методы прямых контактов должны вытесняться информационными методами.

- Как Вы оцениваете государственную политику в области образования? Какие коррективы считаете необходимыми?
- Неправильно, что государство напрямую берет на себя финансирование образования. Если бы образование рассматривалось как производительная отрасль экономики, снялись бы все вопросы о недостаточности финансирования. В России очень большой интеллектуальный потенциал.
То, что государство держит отрасль образования как дотационную, не дает развивать трансграничное образование с тем, чтобы занять соответствующее место в мире. Дотировать нужно потребителей, а не производителей образовательных услуг. Тогда появится здоровая конкуренция, будет улучшаться качество образования.

- Идет второй год реализации приоритетного национального проекта "Образование". Какие из направлений национального проекта видятся Вам наиболее и наименее успешными, в каких считаете необходимым участвовать?
- Проект предполагал стимулирование инновационных программ высшего образования. Но мы не увидели самих инновационных программ. Не было и объективного отбора. Все свелось к обычной раздаче денег ведущим вузам. И результат получится обратный, ведь материальная подпитка производителей образовательных услуг ведет к тому, что пропадает стимул к введению инноваций.
Ещё один аспект проекта: поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Замечательно. Но ведь способные люди составляют лишь 4-5% населения и, если они действительно способные, пробиваются сами. А что делать людям средних способностей? Их 80%, и ведь именно они тянут на себе всю экономику страны!
Что касается развития системы профессиональной подготовки в армии. Это необходимо сделать, это назревший государственный вопрос. Когда мы пытались внедрить такие системы, нам отвечали, что в армии нужно не учиться, а служить. Получалось, что даже в тюрьме можно учиться, но не в армии. Сегодня ситуация меняется, в военных гарнизонах работает около 30 учебных центров СГА.

- За 15 лет СГА превратилась в мегауниверситет, в котором учились и учатся уже многие сотни тысяч наших соотечественников. Каковы перспективы развития академии, чем она может помочь отечеству в решении его социальных проблем?
- СГА создавалась на пустом месте. И в этом академии повезло. Не было приспособленных зданий, груза традиций. Пришлось сразу начать осваивать информационно-коммуникационные образовательные технологии. Наше преимущество в том, что наши технологии позволяют совершенно одинаково и качественно организовать образовательный процесс в любой географической точке страны. Нам не требуется наличие университетской инфраструктуры. Кроме того, мы лучше всех подготовлены к трансграничному образованию. И этот опыт СГА очень ценен. Мы сами народный образовательный проект.

Беседовала А. УШАКОВА

"АиФ Москва" No 41 (691) от 11 октября 2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован