05 декабря 2006
5993

М.П. Карпенко: Научный вклад РАЕН в реализацию приоритетного национального проекта `Образование`

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

М.П. Карпенко
ректор СГА, профессор,
член Российской академии естественных наук

Научный вклад РАЕН в реализацию приоритетного национального проекта "Образование"

Доклад на общем собрании РАЕН
29 ноября 2006 г.

Уважаемые коллеги!
Второй год наша страна с большим вниманием следит за подготовкой и реализацией приоритетного национального проекта "Образование", затрагивающего крупнейшую социальную систему страны, с которой связаны более 53% ее населения, если считать всех работающих в сфере образования, учащихся и их родителей. То есть можно смело сказать, что проект "Образование" затрагивает интересы большинства населения России.
Каковы же наукоемкие задачи развития сферы образования
в приоритетном национальном проекте "Образование"?
Проект ориентирован на решение стратегических задач страны. Совсем недавно Президент Российской Федерации Путин, выступая на заседании президентского Совета по науке, технологиям и образованию (октябрь 2006 г., г. Зеленоград), говорил о важности интеграции возможностей образования, науки и бизнеса для обеспечения технологического перевооружения национальной экономики. Причем, Президент подчеркнул, что качество и содержание образования сегодня, цитирую, "должны в полной мере соответствовать требованиям инновационной экономики и перспективам ее развития" . Конец цитаты.
Следует заметить, что эта задача стоит не только перед Россией, но и перед всем мировым сообществом, вошедшим в "эпоху экономики знаний". Лидеры "Большой восьмерки" на саммите в Санкт-Петербурге в июле нынешнего года выделили ряд проблем развития образования в инновационном обществе, и в том числе:
непрерывное обучение на основе принципов Хартии Кельнского саммита "Группы восьми" "Цели и задачи обучения в течение всей жизни";
трансграничное высшее образование;
эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в образовании в соответствии с Окинавской хартией глобального информационного общества и Заявлением об информационном обществе по итогам Всемирного саммита в Тунисе.
Эти задачи нашли свое отражение в виде направления поддержки и развития лучших образцов отечественного образования, внедрения современных образовательных технологий.
Разумеется, проект не ограничивается одними наукоемкими задачами. Более того, пока он главным образом сосредоточен на таких формах сугубо практической поддержки образования как премии учителям, гранты школам, выделение школьных автобусов и т. п. Безусловно, все это вещи нужные и важные. Очень хорошо, что у нашего государства, наконец, нашлись средства на решение этих неотложных проблем. Организация решения этих задач относятся к компетенции не науки, а органов управления образованием.
Однако при всем том, что львиная доля средств нацпроекта тратится на неотложные нужды, было бы неправильно сводить роль нацпроекта к латанию многочисленных дыр в системе образования. Тем более что средства, заложенные для этого в нацпроекте, просто недостаточны. Так, хотя на весь ПНП "Образование" в 2006-2007 гг. выделяется очень крупная сумма - около 56 млрд. руб., но она составит всего 5-6% от консолидированного бюджета образования.
С точки зрения членов РАЕН главное все-таки в другом. По верному замечанию министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко, национальный проект обеспечил, цитирую, "достаточно серьезный старт системным изменениям в образовании", и сам нацпроект следует рассматривать как "очень мощный инструмент изменения". Конец цитаты.
Рассматривая проект "Образование" в таком аспекте - как инструмент изменений - следует особо подчеркнуть, что, по мнению большинства откликнувшихся членов РАЕН, системе высшего образования нужна уже не просто "модернизация", но ее коренное реформирование. Масштаб этого реформирования должен быть сопоставим с масштабами преобразований, проведенных в начале 90-х годов. Тогда был введен в действие новый Закон об образовании и произошел качественный и количественный рывок. Так, число студентов вузов выросло с трех до семи с половиной миллионов человек, в два с половиной раза! Доля лиц с высшим образованием достигла в России 21%. Однако и теперь наша страна в полтора раза отстает от США, где этот показатель превышает 30%. Для перехода к инновационной экономике необходимо, чтобы распространенность высшего образования была, по крайней мере, не ниже, чем в США.
Речь идет не просто о количественном росте. Для требуемого расширения доступности высшего образования необходима качественно иная, чем сегодня система образования. Система, способная надежно готовить специалистов не только из отобранных по конкурсу одаренных и наиболее способных, которых всего-то 5-6% в общей массе населения, и обучать которых в силу их талантов можно и без совершенной образовательной среды. В XXI веке нам нужна система, гарантирующая высшее образование большинству людей с обычными, средними способностями. Эта система должна гарантировать качественное образование не только тем, кто живет в крупнейших городах, но и по всей стране, в любой ее точке. Не только учащейся молодежи, но и взрослым - тем, кто напряженно работает и имеет семьи. Нужна система, обеспечивающая высокую производительность педагогического труда и позволяющая по максимуму использовать потенциал высшей школы.
Для ученых РАЕН очевидно, что реализовать такую систему можно только на принципиально новой технологической базе современных информационных и коммуникационных технологий, продвижение которых в образование позволит обеспечить достижение целей национального проекта.
В настоящее время информатизация образования в рамках национального проекта ограничена в основном оснащением общеобразовательных школ компьютерной и телекоммуникационной аппаратурой. Большое внимание уделяется широкополосному подключению к Интернет. Предполагается, что за три года поддержка будет оказана примерно 40 субъектам РФ. Эти регионы первый вице-премьер Правительства Российской Федерации и куратор приоритетных национальных проектов Дмитрий Анатольевич Медведев назвал "пилотными". По его словам, в отличие от первых шагов нацпроекта в дальнейшем будет большее внимание уделяться "комплексности модернизации".
К сожалению, идущие валом победные реляции из регионов страны, порой, заглушают и серьезные проблемы, и серьезные достижения, о которых сообщают члены РАЕН.
Так научный руководитель Пензенского регионального центра дистанционного обучения РАЕН Александр Моисеевич Бершадский обращает внимание на необходимость разработки правовой базы использования Интернет для науки и образования, которая позволила бы существенно уменьшить стоимость такого использования. "Без этого, - справедливо замечает он, - все разговоры об использовании в образовании Интернет-технологий в широких масштабах останутся только разговорами"
Очень крупная инновационная образовательная программа подготовки кадров с использованием новейших технологий реализуется Санкт-Петербургским государственным горным институтом. Как сообщил ее руководитель, ректор СПбГГИ, проф. Владимир Стефанович Литвиненко, краеугольным камнем программы стало создание учебно-производственных полигонов с привлечением студентов, магистрантов, аспирантов. Сегодня такая работа ведется на базе круглогодичного учебно-производственного полигона, расположенного на территории Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции, и созданной в институте учебно-научной лаборатории.
Примером создания вуза нового поколения, вся организация образовательного процесса в котором базируется на новых технологиях, а не является результатом приспособления к ним, может служить Современная гуманитарная академия. Учебный процесс в филиалах СГА реализуется с помощью локальных вычислительных сетей, объединенных системой спутниковой связи. Каналы связи спутников Экспресс-АМ22 и Ямал-201 обеспечивают суммарную пропускную способность 33,8 Мбит/с.
В академии установлены приемо-передающие антенны системы спутниковой связи VSAT, которая позволяет осуществлять двусторонний интерактивный обмен данными и проводить телемосты с удаленными учебными центрами в режиме реального времени. Это позволяет вывести на следующий качественный уровень взаимодействие головного вуза и учебных центров академии. Учитывая масштабы нашей академии, в которой обучаются более чем в 800 учебных центрах 174 тысяч студентов, нужно подчеркнуть, что управление таким вузом принципиально невозможно без автоматизированной информационной системы. В СГА это ИС "Луч".
Члены РАЕН сообщили о серьезных продвижениях в различных областях использования ИКТ в образовании. Так, например:
в Курском государственном университете в 2006 г. основные информационные ресурсы университета были объединены в сети и составили единую образовательную среду;
в Нижегородском государственном университете в рамках реализации Приоритетного национального проекта "Образование" на факультете иностранных студентов открыта программа подготовки бакалавров по направлению "Информационные технологии" с интенсивным использованием в учебном процессе английского языка.
в Московском государственном университете печати на кафедре физики разработан и успешно применяется учебно-методический комплекс, функционирующий и в электронном виде. Он используется для дистанционного изучения дисциплин "Физика" и "Концепция современного естествознания".
в Курском государственном медицинском университете внедрена в практику перспективная концепция информатизации, включающая автоматизацию управления вузом, информатизацию обучения и научной деятельности, развитие дистанционного обучения.
в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (техническом университете) профессор кафедры вычислительной техники Людмила Сергеевна Болотова в качестве вклада РАЕН предложила примерную программу общеобразовательного курса "Информационная культура личности".

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован