15 декабря 2008
2596

Этапы судебной реформы

Беседа с начальником Управления Судебного департамента в Республике Карелия Алексеем БАХИЛИНЫМ
- Алексей Евгеньевич, в 2009 году на федеральном уровне принят ряд законодательных актов, которые так или иначе направлены на повышение качественного уровня судейского корпуса, укрепление независимости судей, открытость судопроизводства для граждан. Сделан еще шаг в продолжение судебной реформы в России. Нелишне, наверное, в этой связи вспомнить о другой судебной реформе - с появления в Российской империи ровно 145 лет назад судебных уставов:
- Действительно, 20 ноября 1864 года император Александр II подписал судебные уставы, которые провозгласили принципиально новое судоустройство и новые формы судопроизводства в России. Вместо сложной и громоздкой структуры сословных дореформенных судов начала создаваться простая структура: мировой суд в составе единоличного мирового судьи, окружной суд, один в судебном округе, и судебная палата, действовавшая в пределах одной или нескольких губерний и объединявшая значительное количество судебных округов. Единой кассационной инстанцией для всех судов империи служили уголовно-кассационный и гражданско-кассационный департаменты Сената.
На должность судей и судебных следователей была распространена несменяемость: председатели, товарищи председателей и члены судов не могли быть ни уволены без прошения, ни переведены из одной местности в другую без их согласия. Важным моментом в пореформенной судебной системе являлся вопрос создания суда присяжных.
В судопроизводстве произошли коренные изменения. На смену обвинительному, (или инквизиционному) процессу пришел процесс состязательный, основанный на свободной оценке доказательств, рассмотренных судом в процессе гласного судебного разбирательства.
- В Олонецкой губернии судебная реформа началась сразу с принятия судебных уставов?
- Не совсем. Как видно из архивных материалов, первые шаги по изменению судоустройства и принципов судопроизводства по судебным уставам 1864 года в нашем крае были предприняты не сразу. В 1866 - 1867 годах здесь закрылись магистраты, ратуши, уездные и нижние земские суды. 1 марта 1870 года вместо них начала работу Олонецкая соединенная судебная палата с ограниченным включением в практику положений судебных уставов. Она была причислена к округу Санкт-Петербургской судебной палаты. С 1 марта в крае также стали работать мировые суды, которые впервые дали освобожденному от крепостного права беднейшему люду возможность защищаться от всяких обид.
Земство, выражая мнение общества, стало сразу же поднимать перед правительством вопрос о введении в крае судебных уставов в полном объеме, и в первую очередь о создании окружного суда. 3 февраля 1892 года вышло <Высочайше утвержденное мнение Государственного совета> о введении в Олонецкой губернии судебных уставов в полном объеме. Окружной суд в Петрозаводске открылся в торжественной обстановке 29 мая 1894 года во многом благодаря усилиям члена Государственного совета, председателя губернской земской управы В.В. Савельева и ходатайствам общественности Олонецкой губернии. Первым председателем суда был назначен И.И. Соллертинский.
Суд был разделен на уголовное и гражданское отделения. Общая численность чиновников окружного суда в 1894 году, включая городских судей, нотариусов, канцелярских служащих, составила 50 человек. Опыт деятельности мировых судов позволил сделать следующий шаг - ввести суд присяжных. В Петрозаводске открытие суда присяжных заседателей состоялось 1 июля 1898 года.
- Сейчас восстановлены и вновь действуют институты, провозглашенные впервые почти полтора столетия назад: суды присяжных, мировые суды:
- Судебная система в постсоветский период подверглась серьезному реформированию. Это прежде всего появление мировой юстиции, суда присяжных как самого демократичного института судебной власти. В 1990-е годы был принят ряд важных специальных законов. А реализация федеральной целевой программы <Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы> позволила решить целый комплекс вопросов, связанных с судебной реформой, что, безусловно, положительно сказалось на качестве работы судов. Заложенные в российский закон о статусе судей принципы несменяемости судьи при рассмотрении дела, отстранение судьи от должности только в установленном законом порядке - все эти принципы, действительно, были заложены уже в уставах 1864 года. Так что опыт развития российской судебной системы ценен и поучителен.
Необходимо сделать акцент на то, что если прежде, до начавшихся в 90-е годы прошлого столетия реформ, суды испытывали недофинансирование, то с принятием в России законов о финансировании судов, о Судебном департаменте финансирование судов в федеральном бюджете стало выделяться отдельной строкой. Образно говоря, реформа позволила вывести суды из-под влияния местных властей. Сейчас судебная система действительно независима.
Федеральные целевые программы развития судебной системы - как первая, так и вторая - кардинальным образом позволили улучшить материальное состояние судов. Для обеспечения деятельности районных и городских судов республики, а эту задачу последние 11 лет решает Управление Судебного департамента в Республики Карелия, сделано, без преувеличения, очень много. Все здания судов, а в Карелии действует 18 федеральных, городских, районных судов, плюс гарнизонный военный суд, приведены в надлежащее состояние, оборудованы всем необходимым для нормальной работы судей, работников аппарата. В 2006 году введено в эксплуатацию новое здание городского суда в Костомукше, которое по праву можно назвать дворцом правосудия. Совсем недавно вернулся в реконструированное здание Олонецкий районный суд, продолжается строительство пристройки Суоярвского районного суда. Словом, для работы судов созданы все необходимые условия, в том числе и в плане технического оснащения, обеспечения их современными информационными технологиями. Понятно, что все это делается не только для работников судов, но и для граждан, которые приходят в суд со своими проблемами. Количество гражданских дел год от года растет, и это говорит о повышении доверия граждан к судебной власти.
Важным шагом в судебной реформе стало радикальное улучшение материального положения судей. Должность судьи стала привлекательной, престижной. И это естественным образом положительно сказалось на качественном уровне работы судей.
Что касается мировой юстиции, то тут надо признать: этот институт у нас в Карелии создавался в 2005 году в числе последних регионов, т.е. его становление было достаточно сложным. Но сейчас можно сказать, что мировая юстиция заработала во всех районах республики и для этого у нее есть необходимые условия. Хотя и здесь есть над чем работать. Например, пока законодательно не определено, кто должен заниматься повышением квалификации мировых судей организационно и в плане финансового обеспечения учебы. Правда, у нас в республике есть хорошая практика организации целевых семинаров для мировых судей и судей районных и городских судов, на которых рассматриваются вопросы, связанные с судебной практикой, с организацией работы на судебных участках и в районных (городских) судах. Действует в республике и суд присяжных заседателей.
- В Послании Президента России Федеральному Собранию один из акцентов сделан на открытости судов, на обеспечении доступа граждан к информации о деятельности судов. Принят и с 1 июля будущего года вступает в силу Федеральный закон <Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации>. Что для этого сделано и предстоит сделать у нас в Карелии?
- Должен сказать, что федеральные суды республики не закрыты от общества. Любой гражданин имеет возможность обратиться в районный или городской суд с заявлением и получить по возможности скорое, основанное на норме закона решение, которое, к слову, гражданин имеет реальную возможность обжаловать.
Строго говоря, открытость и доступность правосудия, достоверность информации о деятельности судов, свобода поиска, получения, передачи информации, соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации - это те критерии, по которым должна оцениваться вся наша работа. Это и в послании президента сказано, и в вышеупомянутом федеральном законе от 28 декабря 2008 года N 262-ФЗ четко прописано.
Целенаправленная работа в этом направлении ведется. Решается задача сделать так, чтобы граждане, журналисты, общественность имели возможность знакомиться с самим судопроизводством, посещать залы судебных заседаний, вплоть до формирования в судах специализированных приемных, которые будут обеспечивать доступность информации, начиная от приема у граждан жалоб, заявлений до выдачи необходимых справок по рассматриваемым в суде делам. Эти приемные будут оборудованы компьютерами, необходимыми программами, с помощью которых можно будет отследить движение дела в суде, получить ту или иную информацию.
Это и работа, связанная с аккредитацией журналистов в судах, с сайтами судов, Управления Судебного департамента, с обеспечением граждан нужной им информацией через специальных работников Управления Судебного департамента, которые могут предоставить достоверную информацию о деятельности районных и городских судов, органов судейского сообщества. Сейчас решаются технологические вопросы по этой задаче.
Все направлено на то, чтобы на сайтах, а они сейчас есть у каждого суда, информация была наиболее полной и открытой: это списки дел, назначенных к рассмотрению, информация справочного характера, которая помогала бы гражданину обратиться в суд с заявлением. И самое главное - решается задача размещения судебных постановлений на сайтах судов. Это должно способствовать и ускорению судопроизводства.
Поскольку задачей управления является создание условий для работы судов, для реализации скорого и независимого правосудия, то мы принимаем все меры, чтобы поручения, содержащиеся в послании Президента РФ, требования, сформулированные в 262-м федеральном законе, выполнялись.
В республике существует хорошая практика организации целевых семинаров для судей районных и городских судов. На них рассматриваются вопросы, связанные с судебной практикой, с организацией работы в районных (городских) судах. Проводятся Дни председателей судов как форма повышения квалификации руководителей судов и качества организационной работы в судах. Кроме того, все судьи проходят обучение в Академии правосудия и стажировку в Верховном суде республики. Эта система действует в течение многих лет. Данная работа управлением проводится совместно с Верховным судом Республики Карелия, с органами судейского сообщества, и она приносит свои плоды.
Самое главное - создать единые подходы к рассмотрению дел в судах. Единство судебной практики - одно из основных условий, при которых гражданин, обращающийся в суд, получает законное и понятное решение, когда судебная практика едина.
- Реформа, словом, продолжается:
- Можно и так сказать. Уже принят закон, учреждающий новый судебный орган - дисциплинарное судебное присутствие, он будет специализироваться на рассмотрении дел, связанных с дисциплинарной ответственностью судей, конкретно - с прекращением их полномочий.
Ставится задача, чтобы и органы судейского сообщества (точнее, их деятельность) стали более открытыми для общества. Это совет судей как орган судейского сообщества, квалификационная коллегия, в полномочия которой входят дача рекомендаций на должность судьи, прекращение полномочий судьи. Судебный департамент должен обеспечить публикацию на сайтах информации о деятельности органов судейского сообщества. Именно Управление Судебного департамента должно принять меры организационного и финансового обеспечения доступа граждан к информации о деятельности как федеральных судов на территории Карелии, так и органов судейского сообщества республики. Что мы и делаем.

Беседу вел Аркадий РЕУТОВ

www.gov.karelia.ru

15.12.2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован