22 мая 2012
9239

`А леса гибнут`

Так как господин Ливанов уже принял решение о том, что сотрудничать в своей работе со мной он не планирует, мне хотелось бы сделать небольшое напутствие новому главе Министерства образования.

Вот и стало известно имя нового министра образования. Признаюсь, эмоций по этому поводу сегодня было много у всех, но теперь мы выдохнули, и давайте же подумаем, что в действительности нам нужно от нового министра.

Чего уж греха таить, Андрей Александрович и сам не скрывал своей усталости и желания уйти на покой. Но при этом можете даже не сомневаться, что с ним обсуждали кандидатуру нового министра и наверняка учитывали его рекомендации и пожелания. Судя по тому, что новый министр был замминистра при Андрее Александровиче, получается, что с Фурсенко они даже работали вместе. Смешно, когда читаешь в такие дни соцсети и Твиттер. Люди начинают соревноваться в размере камней, которые они с удовольствием кидают в уходящего чиновника. Мол, и систему он развалил, и реформа ему не удалась, и вообще, некреативный он совсем, и математику не любит. Фурсенко, уверена, и не рассчитывал на иное. В "Нереальной политике" он мне лично признался, что другого не ждал. Все, что он делал, он делал не потому, что хотел понравиться, а потому, что искренне думал: так будет лучше. И плоды реформ, в которые он безоговорочно верил, вполне возможно, оценят уже в эпоху другого министра. Но есть одно большое НО, о которое многие хорошие начинания Фурсенко споткнулись и о которое, убеждена, еще не раз споткнется и новый министр.

У меня в комментариях к предыдущему посту кто-то высказался в духе: "Фурсенко тут - отнюдь не единственный виновник", а на прямой вопрос другого пользователя ответил расхожее "виноваты правительство и парламент". Это уже отголоски "болотной" моды: если что-то в стране не получается, то виновато только правительство. Хоть Путина не приплели, и на том спасибо.

Я очень активно занималась российским образованием и старательно вчитывалась в любой попавший мне в руки документ, общалась с педагогами и министрами напрямую и через мой сайт "Умная Школа". Думаю, что накопила определенный багаж опыта и уважения в профессиональном сообществе, чтобы заявить уверенно: главная проблема министерства заключалась в абсолютном неумении выстраивать систему управления попавшей им в юрисдикцию махиной.

Очевидно, что за эти восемь лет Министерство образования превратилось в министерство деревопереработки - ведь уму непостижимо, сколько бумаги было переведено совсем зазря! И самое печальное в этом то, что, даже когда я задала вопрос заместителю министра Игорю Реморенко, он только развел руками: про проблему знаем, что делать, не знаем. А леса гибнут. Нет на вас нормальной экологической организации, господа министры, чтобы хоть туда пожаловаться. Деревья не жалеете, так хоть людей пожалейте. Не счесть, сколько раз ко мне обращались учителя с такой банальной, но очень насущной проблемой: отчетов и бумаг они пишут столько, что не успевают собственно учить.

Во-вторых, у меня сложилось такое впечатление, что было принято негласное решение разобраться с проблемой безработицы путем увеличения количества посадочных мест внутри самого Министерства образования. В результате и безработицу победить не удалось, и управляться с армией чиновников стало просто невозможно. И это вовсе не потому, что люди они плохие и о стране не думают, нет. Просто такая система оказалась абсолютно нежизнеспособной.

Вот тут уже можно говорить о состоятельности министра образования как менеджера, управленца. Заметьте, никакой ответственности правительства и парламента здесь нет. Если отбросить эмоции в сторону, то единственное, в чем можно без всякого сомнения упрекнуть Фурсенко, - это недостаточно грамотное администрирование. Только хороший менеджер сможет выстроить грамотную, работающую систему чего угодно, если знает основные законы ее формирования. Фурсенко им не был. Он был романтиком. OLD-FASHIONED PERSON, как однажды он сам себя назвал. Будет ли новый министр прагматиком? Время покажет.

Так как господин Ливанов уже принял решение о том, что сотрудничать в своей работе со мной он не планирует, мне хотелось бы сделать небольшое напутствие новому главе Министерства образования.

Дмитрий Викторович, вам досталось очень сложное наследство. "Самой начитанной страны" и "самой образованной нации" уже давно нет, а вместо этого мы имеем кучу выпускников без работы и кучу вакансий без соискателей. В придачу - школы и вузы, которые катятся вниз по мировым рейтингам, не удерживаемые никем. Сегодня мир требует другого образования и другой модели, которую невозможно интегрировать в уже существующую. Невозможно стремиться к светлому цифровому будущему, когда мы все еще живем в "совковой" парадигме нормочасов и отчетов. Мир давно изменился, образование за ним не поспело. Теперь новому министру нужно провести генеральную уборку: взять чистый лист и набросать на нем все то удачное, что еще осталось от этой системы, а огромный балласт, состоящий из ненужных законов, ограничений и отчетов, оставить в прошлом. Наполнить систему новыми смыслами и мотивациями. Облегчить эту бюрократическую махину и вдохнуть в нее жизнь. Мне кажется, что вернуться на правильный путь мы теперь можем только налегке.

Источник: Блог Тины Канделаки
http://www.vz.ru/opinions/2012/5/22/580017.html

Тина Канделаки, телеведущая, общественный деятель
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован