21 октября 2012
1668

2012 год: проблемы формирования практики защиты прав детей от вредоносной информации

В настоящее время (с 01 сентября 2012 года) в связи с внесенными дополнениями в законодательство о средствах массовой информации (т.н. - "закон о возрастных ограничениях" - ФЗ от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" - далее Закон) в деятельности практически всех СМИ (печатных, сетевых, вещательных и т.п.), а также по ряду смежных видов деятельности (в первую очередь, рекламной) возникли существенные проблемы, порой панического и тупикового характера, связанные с непониманием порядка применения введенных ограничений и требований - при отсутствии четких критериев и условий классификации информационной продукции в самом Законе. При этом лишь возрастают опасения того, что самые элементарные ошибки в применении требований Закона могут повлечь для соответствующих субъектов весьма значительные последствия - от крупных административных штрафов и до прекращения их фактически лицензируемых (разрешительных) видов деятельности.
Можно напомнить, что по Закону отныне вся информационная продукция вне зависимости от носителя информации должна быть классифицирована с указанием возможности ознакомления с нею детей различных возрастных категорий.
При этом информационная продукция определяется Законом, как предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернет-сетей, а также сетей подвижной радиотелефонной связи. Таким образом, подпадаемый под действие Закона оборот информации охватывает практически все ее основные источники.
Существо же проблемы кроется в том, что классификация информационной продукции по Закону осуществляется самими ее производителями и (или) распространителями самостоятельно, причем - до начала оборота на территории Российской Федерации. При этом при проведении классификации информационной продукции (степени ограничения: разрешенная - 6+, 12+, 16+, и запрещенная - 18+) совокупной и самостоятельной оценке подлежит достаточно широкий круг характеристик и свойств, включая:
а) ее тематику, жанр, содержание и художественное оформление;
б) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
в) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Поэтому, учитывая явную неопределенность и субъективность таких критериев маркировки недетских передач, при отсутствии четко рекомендованных "шкал" и примерных стандартов СМИ и другие субъекты подвержены высоким рискам неправильных (ошибочных) оценок и заключений, влекущих их прямую ответственность. Особую остроту это может иметь на территории РФ с учетом социальных и культурных особенностей ее отдельных регионов (субъектов РФ), а также национальных и религиозных традиций и правил, когда оценочные "особенности восприятия" детьми информации и "вероятность причинения" им вреда могут быть слишком широкими и различаться существенно, лишь способствуя ускоренному возникновению и обострению спорных ситуаций.
В частности, в рамках самых первых шагов по контролю применения Закона на заседании Экспертного совета по массовым коммуникациям при Роскомнадзоре 17.10.2012 года было сообщено, что по итогам проведенной экспертизы программ телерадиоканалов и печатных СМИ по всей территории РФ нарушения были выявлены в 25% печатных СМИ и у 40% интернет-изданий, что признается исключительно высоким процентом нарушений.
Кроме того, следом - 24.10.2012 года в рамках контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзор вынес, пожалуй, первое предписание по факту нарушения Закона, обратив внимание редакции телеканала National Geographic на недопустимость "эмоционально позитивной трактовки темы употребления наркотических средств" в научно-популярном фильме "Наркотики. Запреты", вышедшим в эфир на этом канале 24.08.2012 года.
Результаты классификации (в виде цифровых знаков) должны быть размещены на всех каналах, телепрограммах, анонсах, афишах и т.д. (за исключением вещания в прямом эфире) с тем, чтобы заблаговременно предоставлять предупредительную информацию о классификации родителям, опекунам и другим заинтересованным лицам. Однако, самой процедуры недопуска (запрета на ознакомление) детей к запрещенной информации Законом, естественно, не установлено, поскольку в силу брачно-семейного и гражданского законодательства эти вопросы решаются ответственными за детей лицами - индивидуально и самостоятельно. Другими словами, после предупреждения СМИ, ответственность за информационный вред ребенку возлагается по общему правилу на самих родителей (опекунов).
В этих условиях СМИ и другим правоприменителям, конечно, в дальнейшем стоит превентивно задуматься над тем, как юридически мотивировать свою позицию в случае возникновения спорных ситуаций, связанных с:
а) ошибками классификации информации для детей, повлекших вероятность причинения им вреда;
б) наступлением реальных последствий в виде вреда здоровью или развитию детей, вследствие ошибочной классификации;
в) предъявлением требований о нарушении Закона вследствие злоупотребления правом со стороны заинтересованных лиц ( в т.ч. исковых, от госрегуляторов и т.д.) - по причине явной диспозитивности самого Закона.
В этих целях ассоциативным бизнес-сообществам СМИ, производителям и распространителям информации при участии госрегуляторов и экспертов (юристов, медиков, психологов, культурологов) важно разработать и апробировать на практике Типовой перечень стандартов классификации информационной продукции, который стал бы универсальным эталоном для безошибочной оценки возрастных категорий. Такой перечень с 2013 года будет совершенствоваться и дополняться судебной практикой по применению Закона и результатами контрольно-надзорной деятельности Роскомнадзора (См.: сайт Роскомнадзора - реестры предупреждений СМИ, предписаний телерадиовещателям, предупреждений СМИ со стороны центрального аппарата и территориальных управлений Россвязьохранкультуры).
Указанный Типовой перечень важно также дополнить Регламентом маркировки недетских передач, который бы включал протокольные процедуры принятия решений по маркировке, их обоснованность и мотивацию, правила коллегиальности при принятии решений, роль и участие в них аккредитованных экспертов, прочие процессуальные требования.
Такая совокупность корпоративных материальных и процессуальных регламентов безусловно будет составлять надежную доказательственную базу при возникновении споров по Закону, причем, как в рамках судебных исков, так и контрольно-надзорных претензий со стороны уполномоченных госрегуляторов. С помощью указанных документов и процедур можно будет не только построить и сформулировать мотивированную позицию правоприменителя, но и отстоять ее в случае предъявления к нему претензий в любом споре.
В целом же правоприменение по Закону должно пройти свой трудный путь, прежде чем, через несколько лет оформится "прозрачная" стандартная практика, дополняемая и подкрепляемая новыми подзаконными актами, прецедентами и обзорами судебной и арбитражной практики, результатами административных производств, устоявшейся методикой экспертных заключений.



26 октября 2012 года

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован