23 ноября 2006
5274

190-е заседание Центризбиркома: Тывинская демография и апология дворника-патриота

Во вторник 21 ноября Центризбирком России провел поистине марафонское заседание, продолжавшееся почти 6 часов (за вычетом получасового перерыва) и рассмотревшее 15 вопросов повестки дня. Заседание прошло при полном кворуме (присутствовали все 15 членов ЦИК).

Избиратели то пропадают из списков из-за несовершенства софта, то появляются десятками тысяч в день голосования
Первым делом обсудили в режиме видеоконференцсвязи вопрос о работе Чувашского, Приморского и Астраханского избиркомов по регистрации и учету избирателей в ходе октябрьской кампании.
К докладу члена ЦИК Нины Кулясовой прилагалась статистическая таблица с данными о численности избирателей по 9 "октябрьским" регионам и городу Самаре: а) на 1.07.2006, б) на момент открытия избирательных участков и в) по данным протокола о итогах выборов.
Поголовье избирателей Приплод Явка
1.07.06 Списки Протокол с 1.07 в день выборов
Карелия 556.066 554.559 556.412 0,06% (346) 0,33% (1.853) 183.503 (32,98%)
Тыва 166.732 155.819 170.548 2,24 (3816) 8,64 (14.729) 90.727 (53,20%)
Чувашия 971.423 961.036 972.604 0,12 (1181) 1,19 (11.568) 425.304 (43,73%)
Приморье 1.448.263 1.448.628 1.477.216 1,96 (28953) 1,94 (28.588) 583.067 (39,47%)
Астрах.о. 740.516 742.321 746.079 0,75 (5563) 0,50 (3.758) 325.325 (43,60%)
Липецк.о. 908.392 911.180 918.677 1,12 (10285) 0,82 (7.497) 412.884 (44,94%)
Новгор.о. 536.084 534.873 537.213 0,21 (1129) 0,44 (2.340) 166.316 (30,96%)
Свердл.о. 3.436.416 3.423.708 3.445.300 0,26 (8884) 0,63 (21.592) 961.577 (27,91%)
Евр.АО 129.581 129.425 130.331 0,58 (750) 0,70 (906) 56.717 (43,52%)
Самара(I) 906.587 898.408 918.392 1,29 (11805) 2,18 (19.984) 369.396 (40,20%)
Самара(II) = 914.310 929.260 2,44 (22673) 1,61 (14.950) 412.631 (44,40%)

По мнению Кулясовой, естественными миграционно-демографическими причинами можно объяснить только карельские 0,06%.
Можно заметить, что только в Приморье, Астраханской и Липецкой областях численность избирателей планомерно возрастала как до, так и во время выборов (второй столбец больше первого). В остальных же местностях она планомерно падала в течение трех месяцев (а в Самаре - и между турами - аж на 4 тысячи), а в день выборов возрастала в разной степени неимоверности. Особенно оригинально выглядит статистика по Тыве, где за три месяца куда-то исчезли 11 тыс. избирателей, а потом в один день нашлись почти 15 тыс - в результате явка перевалила за 50%, хотя для признания выборов состоявшимися достаточно было и 33%.
На самом деле число избирателей, добавленных в списки в день выборов, больше, чем зафиксированное в 7-м столбце сальдо, поскольку кое-где, как сообщила Кулясова, в день выборов из списков избирателей еще и вычеркивали - по устным заявлениям родственников об их временном отсутствии по месту жительства.
С содокладами выступили главы Центризбиркома Чувашии Людмила Ниловна Линик, избиркома Приморья Сергей Дмитриевич Князев и избиркома Астраханской области Евгений Александрович Покровский. Последний остановился на несовершенстве софта: в программе учета избирателей отсутствует единый справочник населенных пунктов, названия которых вводятся вручную, что вызывает разнобой и ошибки. Зато программа жестко требует вводить названия улиц и номера домов, которых в некоторых населенных пунктах просто нету, в результате тамошних жителей невозможно приписать к конкретному избирательному участку, а значит - вообще включить в список каким бы то ни было образом. Проблема "мертвых душ" возникает по той причине, что избирком, получив сообщение из ЗАГСа о смерти избирателя, не может вычеркнуть его из списка, пока не придет подтверждение из ФМС, а оно придет не раньше, чем ФМС получит и оприходует оригинал паспорта покойника.
Вадим Соловьев (член ЦИК с совещательным голосом от КПРФ) предположил, что зафиксированный статистикой рост численности избирателей можно объяснить только приписками - за исключением Приморского края, где китайцы уже все оккупировали и, вероятно, приняли российское гражданство. Докладчица Нина Кулясова частично с ним согласилась, пообещав принять меры к наведению порядка с составлением реестров избирателей.

В территориальные комиссии не берут дворников, студентов и "не слишком вменяемых лиц"
Следующий вопрос - о практике работы избиркомов Владимирской, Калужской и Пензенской областей по формированию теризбиркомов - докладывали, опять же по видеоконференцсвязи, председатели этих комиссий - соответственно Владимир Иванович Емельянов, Сергей Алексеевич Воронов и Николай Михайлович Тактаров.
Евгений Колюшин поинтересовался партийной принадлежностью "первых троек" (председателей, замов, секретарей) новосформированных ТИКов.
Владимирский председатель привел статистику в партийном разрезе: ЕР - 8 (3 председателя, 1 заместитель, 4 секретаря); Яблоко - 7 (1 зам, 6 секр.), Партия пенсионеров - 4 (все - замы), Партия жизни - 4 (2 зама, 2 секр.), КПРФ - 2 (замы), СПС - 1 (секр.), Родина - 1 (секр.). Всего в области сформированы 22 ТИКа (23-й - Ковровский - будет работать в старом составе до конца декабря).
Председатель калужский предпочел разрез должностной (в области 27 ТИКов):
- председатели: 9 - от представительных органов МСУ, 5 - от собраний избирателей, 3 - от ТИКов, 10 - от партии "Единая Россия";
- замы: 3 - от ПО МСУ, 10 - от собр.изб., 6 - от ТИКов, по 2 - от ЕР, Родины и КПРФ, по 1 - от ЛДПР и СПС;
- секретари: 6 - от ПО МСУ, 3 - от собр.изб., 14 - от ТИКов, 2 - от ЕР, по 1 - от КПРФ и Родины.
Глава пензенского избиркома смог назвать только партийность председателей ТИКОв (их в области 30): ЕР - 11, РПЖ - 2, КПРФ, ЛДПР, СПС, Свободная Россия и Патриоты России - по 1.
Преобладание единороссов в председательском корпусе Воронов объяснил их подготовленностью и профессионализмом: "Единая Россия активнее сработала, в том числе четырех старых председателей включила в состав своей партии". Тактаров придерживался примерно той же логики: мы назначали преимущественно старых председателей, а "если они вступили в ЕР - это не наши проблемы".
Председателя ЦИК Александра Вешнякова не устраивал и другой показатель: незаполненность 50-процентной квоты политических партий в ТИКах. Причины тут две: отсутствие у большинства партий желания выдвигать в ТИКи своих представителей (во Владимирской области своих кандидатов предложили лишь 10 из 26 существующих региональных отделений партий, в Калужской - 11 из 28, в Пензенской - 12 из 22) и отказы региональных избиркомов некоторым кандидатам, по поводу чего докладчикам пришлось держать ответ.
В письменном докладе отказы мотивировались: низким образовательным уровнем претендентов (студенты), проживанием в областном центре (в 150-300 км от месторасположения ТИКа), муниципальным депутатством или преклонным возрастом. В устной речи региональные председатели были заметно откровеннее.
- Партия "Родина", - соообщил владимирский председатель Емельянов, - выдвинула человека без опыта работы: дворника! Мы [вместо него] назначили кандидата от собрания избирателей.
- Дворники разные бывают, - парировал Вешняков. Если они предложили дворника, который имеет активную политическую позицию, желание работать... Другое дело, если бы он жил за 300 километров. Аргументы, которые Вы выдвигаете, не должны иметь решающего значения.
Калужский председатель Воронов привел другой критерий: его комиссия сделала все возможное "для отсечения не слишком вменяемых лиц, способных парализовать работу комиссий. Таких людей на местах знают в лицо!" Александр Вешняков поинтересовался, почему калужская комиссия забраковала 7 из 16 кандидатов от партии "Патриоты России". Воронов решил ответить конкретным примером. В Обнинске некто Бокий был выдвинут в состав ТИК. Облизбирком навел справки и выяснил, что тот многократно участвовал в выборах разных уровней - а значит членство в ТИК для него просто политический трамплин! На вопрос, почему же политик не может переквалифицироваться в организатора выборов, Воронов ответил в том духе, что этот кандидат обязательно опять пойдет на какие-нибудь выборы, а в ТИКе работать будет некому.
Секретарь ЦИК Ольга Застрожная в своем содокладе назвала тенденцию к преобладанию одной партии во главе ТИКов настораживающей и высказалась за то, чтобы руководство комиссий было непартийным. "Избирательные комиссии - это не почта, не телеграф и не телефон, которые стоит захватывать после прихода к власти". Ей возразили Владимир Бутаев и Валерий Крюков, которые полагают, что партия ЕР вовлекла в свои ряды наиболее квалифицированных людей, а другим партиям следует брать с нее пример. "Помните, как мы выступали против Волгограда - 8 из 14 членов комиссии - члены КПРФ, Брянска - все 3 первых лица - члены КПРФ!" - аргументировал Крюков. Не поддержал Застрожную и Евгений Колюшин: "Модель Ольги Кирилловны идеальна - она не реальна. Надо запретить принадлежать к одной партии председателю, заму и секретарю", - считает Колюшин, хотя о подобных случаях не сообщалось.
Елене Дубровиной не понравился в проекте постановления ЦИК пассаж о "случайных людях", предложенных партиями в составы ТИКов и заблокированных региональными комиссиями. Александр Вешняков согласился, что текст нужно отредактировать.

Комплексы электронно-сенсорного голосования пустят в серийное производство только после серьезной модификации
Обсудив итоги новгородского эксперимента, Центризбирком одобрил 8 рекомендаций Межведомственной комиссии по подготовке и проведению приемочных испытаний комплексов электронного голосования (МВК). Перескажем их не дословно, а с учетом устных разъяснений докладчика (В.Крюкова) о том, как это будет выглядеть физически:
1. Предусмотреть на переходный период возможность традиционного бумажного голосования на участках, оснащенных КЭГами, "для отдельных избирателей, не освоивших электронное голосование"
2. Доработать программное обеспечение, чтобы избиратель физически не смог избежать просмотра какого-либо из бюллетеней, если в один день проходит несколько выборов (референдумов). (Интересно, будет ли после такой доработки возможность оставить виртуальный бюллетень незаполненным - других способов протестного голосования у избирателя не осталось).
3. Разместить на каждом КЭГе лампочку-индикатор, показывающую, завершил ли избиратель голосование.
4. Показывать избирателю через стекло бумажную распечатку типа чек с результатом его голосования, но на руки не выдавать. По нажатию кнопки "завершить голосование" лента прокручивается, и результат пропадает из виду. (При этом не вполне ясно, как убедить избирателя, что голосование тайное).
5. Сертифицировать КЭГи на отсутствие беспроводного доступа, а их программное обеспечение - на отсутствие недекларированных возможностей. Проверять некую "контрольную сумму программных кодов" перед началом и по окончании голосования.
6. Обеспечить избирателей тренажерами.
7. Разработать обучающие программы (в т.ч. игры) для дистанционной подготовки операторов КЭГов.
8. Размещать на шторках КЭГов бумажные образцы бюллетеней.
С резкой критикой "электронных выборов" выступил Вадим Соловьев. По его словам, Коммунисты в Новгороде нокаутировали "Единую Россию" со счетом 26:23, а на 5 участках, оснащенных КЭГами - все наоборот. Опровергнуть статистику Соловьева взялся Николай Конкин. Он назвал абсолютные цифры по трем КЭГифицированным участкам: No154: КПРФ - 73, ЕР - 47; No146: КПРФ - 167, ЕР - 124; No137: ЕР - 102, КПРФ - 97. От себя дополним картинку статистикой по остальным двум электронно-сенсорным участкам: No136: КПРФ - 71, ЕР - 83; No145: КПРФ - 111, ЕР - 124; и в целом по округу No3, куда входят 22 участка, включая все 5 КЭГовских: КПРФ - 2682 (27,58%), ЕР - 1987 (20,43%). В общем, картина получается довольно пестрая, ни соловьевский ни конкинский пафос не подтверждающая.
В результате обсуждения Вадиму Соловьеву и его союзнику с решающим голосом Евгению Колюшину удалось добиться того, чтобы ЦИК отмежевался от еще одной рекомендации МВК: пустить КЭГи в серийное производство. С этой поправкой постановление об итогах эксперимента было одобрено единогласно.

Муниципальным избиркомам намекнули рублем
Утвердили новую редакцию штатно-должностной матрицы, определяющей численность сотрудников избиркомов на местах, получающих зарплату из федерального бюджета. Председатель ЦИК предупредил коллег, чтобы те не перепутали последнюю версию проекта с предпоследней. Авторы проекта в последний момент решили отказать (пока?) трем избиркомам (в том числе двум - в Московской области) в финансировании дополнительных ставок сисадминов, поскольку эти комиссии - муниципальные (т.е. подчиненные не вертикали избиркомов во главе с ЦИКом, а местным властям). И хотя "двери для них не закрыты", этим комиссиям предложат представить дополнительное финансовое обоснование, без которого им федеральных денег не видать.

Финансовый контроль и межпартийные разногласия
ЦИК утвердил новые структуру и штат своего аппарата. Аппарат будет насчитывать 205 сотрудников в 11 управлениях, самые многочисленные из которых - Управление документационного и кадрового обеспечения (44 человека) и Правовое управление (26 человек).
Предложение Эльвиры Ермаковой (Единство) сократить штат Отдела контроля формирования и расходования средств политических партий ("я даже не представляю, чем эти 5 человек будут заниматься!") вызвало сопротивление Евгения Колюшина (КПРФ), курирующего это направление: да, партий станет меньше, но можно не только подписи под документами проверять, а анализировать, готовить предложения по изменению законодательства. В итоге атака на контрольные полномочия, которыми ЦИК обзавелся менее года назад, была отбита. Зато решили как-нибудь переименовать Управление информатизации, обработки и анализа информации (дабы не возникало паралеллизма и спора о полномочиях с Федеральным центром информатизации).

Слухи о досрочных выборах остаются слухами
ЦИК утвердил очередную порцию инструкций, связанных с выборами в Госдуму V созыва - о жеребьевке номеров партий в избирательном бюллетене, о формах сведений о кандидатах и их доходах и т.п. Каждая из таких инструкций становится поводом для журналистского гадания на кофейной гуще по поводу истинной даты выборов и механизма их досрочного назначения. На этот раз в ЦИКе, видимо, решили повода не давать и в документе "Порядок проведения жеребьевки..." записали жирным шрифтом, что жеребьевка "проводится не позднее 1 ноября 2007 года", а снизу еще и сносочку поставили: "Согласно пункту 4 статьи 73 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" - не позднее чем за 30 дней до дня голосования, то есть до 1 ноября 2007 года".
Но и это не помогло. - Тут дата стоит: 1 ноября 2007 года. А если досрочные выборы будут? - поинтересовался Евгений Колюшин. - Мы принимаем за основу, при необходимости внесем изменение, - ответила докладчица Елена Дубровина, вызвав тем самым новую волну публикаций о неминуемом роспуске Думы - если не к мартовскому, то хотя бы к октябрьскому Единому дню голосований.

Григорий Белонучкин
СЦИЛЛА
www.komitet2005.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован